Весной 2017 года Краснодарское Высшее Военное Авиационное Училище Лётчиков им. Героя Советского Союза А. Серова (КВВАУЛ) сообщило о первом наборе девушек-курсантов на основные лётные специальности, а 30 сентября 2017 г. первый в отечественной авиационной истории «женский» набор принял присягу. Поскольку ничего подобного не случалось даже в период 1941-1945 гг. (в годы войны девушек не принимали и целенаправленно не готовили в лётных училищах. Тогда личный состав для формируемых женских авиачастей ВВС РККА набирался исключительно из числа добровольцев, уже имевших первоначальную лётную подготовку, а перед отправкой во фронтовые части их дополнительно обучали в запасных авиаполках или авиабригадах) очень многие задают по этому поводу вопросы, типа — оправданно ли это в нынешних условиях, и стоит ли командованию ВКС РФ вообще заниматься подобным? Попробуем разобраться с этим, разумеется, с учётом ограниченного объёма данной статьи.
Мы уже неоднократно обращались к теме женщин в авиации. И всегда было понятно, что данный вопрос напрямую связан с таким явлением, как «феминизм». А поскольку борьба женщин за свои права в разных странах шла по-разному, то и подход к службе женщин в армии вообще и военной авиации в частности, у нас и на Западе различается кардинально.
Для начала женщин (да и вообще всё население бывшей российской империи, ставшей «Республикой Советов», без учёта пола, сословия, возраста или национальности ) большевики уравняли в правах в своих декретах от ноября-декабря 1917 г., а также в первой версии советской конституции 1918 г. Кстати, робкая попытка «превратить РСФСР в колхоз, где все женщины общие» (как любила утверждать сильно сгущавшая краски западная пропаганда в 1920—1930-х гг.) действительно имела место, но это был всего лишь пресловутый «Декрет Саратовского Губкома РКП(б) о национализации женщин» (отменявший все ранее заключённые браки «…кроме тех, в которых родилось более пяти детей» и пытавшийся превратить женщин в некую «общую собственность»), являвшийся не более чем не имевшим никакого веса и эффекта типичным «перегибом на местах», сохранившимся в истории лишь в качестве забавного курьёза.
Разумеется, многие излишне революционные активистки сразу же сочли, что все действия советского правительства по уравниванию женщин в правах являлись «недостаточными», «декларативными» и «лозунговыми», а потому уже с 1920 г., специально созданный «Женотдел ЦК РКП(б)» во главе с фанатичной и неутомимой А. Коллонтай специально занимался проблемой «более полного вовлечения женщин в общественную и политическую жизнь РСФСР». Так или иначе, но подобные меры дали свой результат и к середине 1930-х гг. женщины были представлены практически во всех сферах жизни СССР — политике, армии, промышленности, сельском хозяйстве, науке, образовании и т.д.
Интересно, что сейчас по поводу этого западные феминистки (а с их подачи и некоторые отечественные «подражательницы») позволяют себе откровенно негативные, декларативные заявления о том, что «женщины в России должны были добиться всего сами, а не получать права как подачки от каких-то тиранов, поскольку любая настоящая борьба всегда сопряжена с жертвами».
Однако Вторая мировая война быстро расставила всё по своим местам, наглядно показав, где именно и какой вес имели женщины. Так, в СССР количество участвовавших в войне женщин достигло нескольких миллионов (только во всех видах вооружённых сил их, по самым скромным подсчётам, было не менее 800 000 чел), включая сюда партизан, разного рода местную самооборону, медицину и военную промышленность. В гитлеровской Германии во вспомогательных службах вермахта, люфтваффе, кригсмарине и СС насчитывалось до 200 000 женщин (с учётом «местной ПВО» эту цифру иногда увеличивают до 400 000). В США – не менее 150 000 (правда, судя по последним публикациям, теперь американцев эти цифры интересуют исключительно с точки зрения подсчёта процента чернокожих от общего числа личного состава, а эта цифра тогда никогда не превышала 5%). В Югославии — не менее 100 000 (каждый шестой местный партизан или подпольщик был женщиной). В отношении Великобритании иногда называют цифру в 640 000 участвовавших в войне женщин, но с лукавой оговоркой о том, что эта цифра включает в себя все доминионы и колонии (в частности немаленькую Индию, Канаду, Австралию и Южную Африку), а также всех дам, занятых в 1939-1945 гг. в военной промышленности и сельском хозяйстве. В женской вспомогательной службе RAF (WAAF, опять-таки с учётом всех «заморских территорий») к концу войны числилось порядка 180 000 женщин, 90% из которых занимало наземные должности.
Что же касается ВВС и ПВО, то в СССР в них служило около 300 000 женщин (считая наземные службы ВВС, зенитные и прожекторные расчёты и т.д.), а наиболее известны читателям должны быть три постоянно упоминаемых авиаполка: 586-й ИАП (на Як-1 и Як-9), 587-й БАП (на Пе-2) и 588-й НЛБАП (впоследствии 46-й гв. Таманский Краснознамённый, ордена Суворова III степени НБАП на У-2). Полностью женским был только последний полк, остальные два имели «смешанный» лётно-технический состав.
"Ночные ведьмы" - летчицы 588-го НЛБАП
В женской авиационной службе армии (позднее – в ВВС) США WASP было всего 1074 женщины-пилота. В списках перегоночных подразделений АТА (Air Transport Axilliary) британских RAF из 1152 человек личного состава значилось 168 женщин-пилотов и штурманов, которые, как и американки из WASP, занимались исключительно перегонкой и испытаниями техники вдали от линии фронта.
Ну а количество женщин-пилотов, воевавших на стороне стран «Оси» и вовсе можно сосчитать по пальцам.
По окончании Второй мировой войны, когда армии кардинально сократились, а требования к лётному составу ужесточились (как-никак, на вооружение пошла реактивная техника) никакого смысла в использовании женщин в качестве пилотов ВВС уже не было. 90% персонала WAAF и WASP было демобилизовано в течение 1946 г. К этому же времени были расформированы и женские авиаполки ВВС РККА. Советское руководство сочло, что, явив будущим поколениям массу героических примеров для подражания, женщины-пилоты полностью выполнили свою главную (агитационно-воспитательную) задачу, так что идти на какие-то реальные жертвы от них более не требовалось.
К середине 1960-х гг. в ВВС всех основных мировых держав служили десятки тысяч женщин, но все они занимали исключительно наземные должности (штабисты, связисты, обслуживающий персонал РЛС, метеорологи, медики и т.д.). Достаточно много женщин-пилотов в это время было разве что в авиаспорте. Здесь, например, можно вспомнить, что, с 1966 по 1984 гг., советские лётчицы-спортсменки не менее пяти раз становились абсолютными чемпионами мира по высшему пилотажу. Впрочем, когда потребовалось (из соображений чистого эксперимента и ради поддержания национального приоритета) запустить женщину в космос, в СССР, в кратчайшие сроки и без особых усилий (схема уже была отработана) нашли и подготовили несколько подходящих кандидаток для такого полёта.
Так американские художники начала 1960-х представляли себе первую женщину-астронавта США. Но с этим у американцев тогда, как известно, не сложилось...
....ну а реально американка в 1950-1960-е годы могла появиться на военном аэродроме разве что вот в таком качестве. На снимке запечатлена фотосессия голливудской актрисы и фотомодели Барбары Лэнг в 327-й иаэ ВВС США на фоне перехватчика F-102, 1957 г.
Валентина Терешкова
Любопытно, что космический полёт Валентины Терешковой многими на Западе был воспринят прямо-таки как личное оскорбление. Например, небезызвестная «бабушка американской авиации» Жаклин Кохрейн (известная в узких кругах лётчица-рекордсменка из 1930-х), долго носившаяся с не особо популярными в США в первые два послевоенных десятилетия экстремально-феминистскими идеями, всерьёз считала, что упустившие приоритет в «мужской» космонавтике американцы вполне могут несколько «наверстать упущенное» за счёт запуска на орбиту первой в мире женщины-астронавта, причём, в качестве таковой, пятидесятисемилетняя Кохрейн всерьёз рассматривала прежде всего себя. По крайней мере, установленные ей в 1961 г. и максимально раскрученные в заокеанских СМИ национальные женские рекорды скороподъёмности на высоту 15-17 км на сверхзвуковом учебном Т-38 явно намекали «почтеннейшей публике» именно на её личную готовность «штурмовать космические высоты».
НАСА тогда руководили вполне здравомыслящие люди, которые эти инициативы с самого начала всерьёз не восприняли — как обычно всё упёрлось в огромные деньги, которые никто не хотел тратить впустую. Поэтому совсем не удивительно, что на пресс-конференции, собранной 15 октября 1963 г., Ж. Кохрейн в лучших традициях «холодной войны» публично заявила о том, что «оспаривает приоритет В. Терешковой в космосе», поскольку «нет никаких реальных доказательств, что она была действительно запущена в космос» и что «это очередной пропагандистский трюк СССР», потому как «космонавтом не могла быть обычная парашютистка , не умеющая управлять самолётом».
Куда забавнее в этой связи выглядели англичане, которым тогда явно не светили вообще никакие космические полёты. Тем не менее на всеобщей волне «женской космической гонки» они неожиданно для всех извлекли из небытия единственную на Британских островах женщину, ещё имевшую на тот момент допуск к полётам на реактивных самолётах, – сорокапятилетнюю Диану Барнато Уолкер, ветерана АТА, за время Второй мировой войны лично перегнавшую с заводов в строевые части 280 «Спитфайров». Уолкер наскоро познакомили со сверхзвуковой техникой и 26 августа 1964 г. на «спарке» истребителя-перехватчика Е.Е «Лайтнинг» Т.4 (второе место в кабине занимал строевой комэск RAF Кен Гудвин) установила «национальный рекорд», первой из британок преодолев звуковой барьер и достигнув скорости М=1,6. Зачем это вообще было сделано, неясно до сих пор (тем более что сама Диана Уолкер практически сразу после этого была окончательно списана с лётной работы по здоровью, у неё обнаружили рак и позднее она перенесла три операции, а с 1966 г. вела кабинетно-научную деятельность в RАeS, тогдашнем английском аналоге ЦАГИ). Возможно все было затеяно исключительно из стремления показать миру, что в Великобритании тоже есть женщины, которым вполне по плечу штурм космоса, а может быть из-за необходимости срочно повторить достижение Марины Попович, которая в том же году преодолела звуковой барьер на МиГ-21. Кстати, в тот момент М. Попович была единственной не только в СССР, но и в мире женщиной-пилотом, имеющей квалификацию военного лётчика-испытателя 1-го класса.
Для Английских Королевских ВВС в 1950-е годы женский персонал был большой редкостью. На фото — сеньор эйркрафтвумен Уна Тейлор, служившая техником в оснащённой «Хантерами» 74-й аэ RAF, 1957 г.
Англичанка Диана Барнато Уолкер после своего полёта с достижением скорости М=1,6 на фоне «Лайтнинга» Т.4. Рядом с ней комэск Кен Гудвин, 26 августа 1964 г.
Борьба за «место женщин в ВВС» (в современном понимании этого термина) на Западе началась в 1970-е гг. С одной стороны, непопулярная Вьетнамская война спровоцировала очередную волну пацифизма, когда престиж вообще любой военной службы в США упал ниже плинтуса, ну а американские женщины, как известно, поучаствовали в этой войне исключительно в качестве медиков, журналистов или штабных клерков.
Одновременно, в конце 1960-х, западное общество (правда, на относительно короткое время) обуяли радикальные, ультралевые настроения. Феминистское движение пошло на подъём и с подачи отдельных активисток его «новой волны», вроде дочери французского банкира Симоны де Бовуар и американки еврейского происхождения Бетти Фридан, в западных СМИ и властных структурах начали всё громче говорить о «равных возможностях самореализации для обоих полов», припомнив при этом даже позабытые высказывания авторов XVII-XVIII-го веков (вроде европейских Вольтера, Монтескье и Гельвеция, считавших что женщины должны получать образование и участвовать в общественной жизни или американской экстремистки Эбигейл Адамс, вдруг объявившей сразу весь мужской пол «тираническим»). Так или иначе, это привело к появлению в 1970-е годы особой категории дам, ныне обычно именуемых «бизнес-вумен» – самодостаточных «деловых женщин», которые не видят особого смысла в «традиционной» семье, являясь полной противоположностью «обычным домохозяйкам».
Докатились подобные тенденции и до западных вооружённых сил. Поскольку по окончании войны во Вьетнаме армия США оказалась от призыва, став вольнонаёмной, многие американки сочли, что теперь уж точно могут попытать счастья на этой новой карьерной стезе. Кстати, в публикуемых в последние несколько лет (например, в Германии) исследованиях на тему «женщины в армии», вполне откровенно говорится о том, что главными причинами, побуждающими современных западных женщин делать военную карьеру, являются «деньги, ветеранские льготы и возможность устроить свою личную жизнь», тем более, что именно в 1970 г. две американки (военный медик и офицер женского вспомогательного корпуса) впервые в истории армии США получили звания бригадных генералов. А с 1976 г. американских женщин начали «на общих основаниях» принимать в Академию ВВС США и аналогичные учебные заведения ВМС и Корпуса Морской Пехоты, правда, в качестве пилотов и штурманов самолётов и вертолётов вспомогательного назначения — транспортных и заправщиков. Окончательно все «гендерные ограничения» были сняты к началу 1990-х. И вот здесь, началось «самое интересное»…
Женщина-военнослужащая ВВС США (связист или из состава расчётов наземных РЛС) на фоне впечатляющего «электронно-лампового хозяйства» тех времён. 1969-1970 гг.
Яркий пример удачной пропаганды. Глядя на эти фото многие до сих пор думают, что в ВВС ЮНА в конце 1960-х были женщины-пилоты МиГ-21. На самом деле в этой фотосессии на аэродроме Батайница участвовали югославская актриса Мила Вуянович (слева), известная в СССР по фильму «По следу тигра», и манекенщица и певица Далиборка Стойнич (в 1968 г. впервые участвовала от СФРЮ в конкурсе «Мисс Вселенная». В общем зачёте она вышла на 15-е место, но завола спецтитул «Мисс Фотогеничность»).
Однако прежде чем продолжать разговор о том, есть ли у женщин место в современной военной авиации, следует кратко ответить на один элементарный вопрос — а какие преимущества женщина может иметь над мужчиной в качестве пилота, да и имеет ли она их вообще? Чтобы не быть голословным, автор данной статьи проконсультировался со специалистами в области человеческой анатомии, практикующими на ниве судебной криминалистики. Полученные ответы были ожидаемы и особо не удивили.
Во-первых, в любом качестве и на любой работе женщина всегда слабее мужчины за счёт особенностей строения организма и физического развития (меньше вес и мышечная масса, более тонкие кости, к тому же у женщин отличный от мужчин тип дыхания, нервный тип и прочее). Это означает, что женщина-пилот изначально обладает худшей выносливостью.
Разумеется, ярые феминистки тут же заявят, что «летавшие в космос женщины спокойно выдерживали девяти-десятикратные перегрузки». Однако стоит открыть им «страшную тайну» – любой космонавт испытывает перегрузки только при подъёме в космос и спуске с орбиты, причём эти перегрузки линейные («вверх-вниз, возрастает-падает») и они максимально компенсируются скафандрами, иным соответствующим снаряжением и медикаментозными препаратами, при том, что старт и посадка, как правило, проходят в автоматическом режиме, при котором экипажи космических аппаратов являются просто «пассажирами», не двигаясь и ничем не управляя. К тому же, за полувековую историю мировой космонавтики на земной орбите побывало всего 564 человека (500 мужчин и лишь 64 женщины) а, следовательно, эти данные слишком скудны для того, чтобы делать какие-то глобальные выводы, ведь несколько десятков человек за пятьдесят лет это, по сути «статистическая погрешность».
В нашей стране в конце 1960-х женщин в военной авиации можно было встретить в основном на наземных должностях. На фото, сделанном западным корреспондентов в Праге в августе - сентябре 1968 года во время операции «Дунай», запечатлена женщина-военнослужащая советских ВВС, скорее всего связист или метеоролог.
А вот женщина, всерьёз собирающаяся стать военным лётчиком, должна понимать, что на протяжении не менее 20-25 лет (столько в среднем служит строевой пилот) она будет постоянно участвовать в многочасовых полётах (прибавьте сюда выматывающие дозаправки в воздухе, а в морской авиации — ещё и взлёты и посадки с палуб авианосцев) и испытывать во время, пусть даже учебных, воздушных боёв и ударов по наземным целям огромные перегрузки переменного характера, которые, как показывает мировой опыт, не всегда выдерживают и мужчины, более крепкие физически, а также переносить постоянный стресс (с которым женщины , как считают медики, справляются хуже в силу своих психоэмоциональных особенностей), сохраняя при этом возможность действовать, думать и анализировать. Таким образом, по мнению специалистов-медиков, в современном воздушном бою с большими перегрузками, возможности женщины-пилота всегда ниже, чем у мужчины.
Ещё интереснее ситуация выглядит, если вспомнить, что в западных армиях у женщин-военнослужащих (в т.ч. и пилотов) полностью отсутствуют декретные отпуска, в нашем понимании этого слова. Законодательно запретить женщинам-пилотам (да и вообще военнослужащим) заводить семью и рожать детей нереально — это чистой воды дискриминация, так что любого западного политика, учёного или генерала, который посмеет даже высказать вслух что-то подобное, немедленно засудят, ещё и предварительно ошельмовав в СМИ. Именно поэтому все подобные ситуации в западной прессе описаны предельно невнятно. Дескать, женщинам - военным лётчикам предоставляются короткие отпуска на две-три недели (максимум 21-28 дней), на сами роды, и этого более чем достаточно, т.е. по этой версии, данные военнослужащие рожают детей без малейшего отрыва от прямых служебных обязанностей!? Непонятно, следует ли понимать это так, что в ВВС США и НАТО беременные или имеющие грудных детей женщины-пилоты продолжают летать в обычном режиме (что почти наверняка неправда), или их на этот период всё-таки переводят на какие-то наземные должности (что, согласитесь , выглядит более реалистично)?
В остальном, специалисты-медики считают, что заложенная природой в женщину функция продления рода первостепенна (тем более что с этим у современного человечества уже возникли определённые проблемы) и ей не стоит жертвовать ради удовлетворения элементарного женского самолюбия, поскольку есть сферы деятельности, где задействовать женщин просто опасно для них самих. Достаточно вспомнить, что в трудовом кодексе СССР был официальный запрет на использование женщин при подземных работах или в качестве водолазов, а в любой современной армии женщина не может быть, например, полноценным бойцом диверсионно-разведывательных спецподразделений, личный состав которых в любых условиях, совершает длительные пешие марш-броски с полной выкладкой в 50-70 кг (полтора-два боекомплекта, бронежилет и т.д.) и должен быть постоянно готов к рукопашному бою... Увы, но современные, воинствующие феминистки, как правило, глухи к многим очень здравым идеям из недавнего прошлого.
Рассуждая далее на тему успехов или не успехов современных западных военных лётчиц, стоит сделать ещё одну серьёзную оговорку. Для начала надо принять за основу тот факт, что на Западе всегда публикуется только та информация, которая выгодна. Поэтому ситуация, показанная в известном голливудском фильме «Солдат Джейн» 1997 г. с Д. Мур в главной роли, когда женщину-офицера зачислили во флотское спецподразделение только лишь потому, что этот факт решила использовать в своих сиюминутных интересах некая сенатор, а затем попытались оперативно скомпрометировать и убрать, когда политик вдруг резко потеряла интерес к этому «проекту», представляется не столь уж надуманной.
Пилот разведывательного вертолёта ОН-58 «Кайова» армейской авиации США 1-й лейтенант Синтия Смит. Южная Корея, 1996 г. Похоже, дамочка много смотрела фильм Ф. Копполы «Апокалепсис Сегодня»...
Неизвестная «женщина-инструктор» ВВС США на фоне F-16C/D. Начало 2000-х гг.
Надо учитывать, что сейчас американцы и их североатлантические союзники публикуют о своих армиях (и ВВС в частности) исключительно «позитивный контент», а вот информацию о любых потерях, включая лётные происшествия, аварии и катастрофы всегда приходится долго искать в косвенных источниках. При этом вовсе не факт, что данная информация полна и правдива.
Если всерьёз верить официальной западной пропаганде, то феминизм в армиях США и НАТО двигается прямо-таки «семимильными шагами», при этом всё просто замечательно и все ликуют. Правда, даже официально публикуемые цифры (причём в разных источниках они зачастую прямо противоречат друг другу) этих утверждения не особо подтверждают.
Так, по состоянию на 2018 г. общая численность ВВС США составляет 318 415 человек (по другим данным 320 812), не считая резервистов из ВВС Нацгвардии и гражданских служащих. О количестве лётного состава прямых цифр американцы, видимо по соображениям секретности, не публикуют, зато ими было ясно озвучено намерение «в ближайшее время» довести численность пилотов своих ВВС (судя по всему в это число входят также штурманы и операторы систем вооружения) до 21 000 человек. И до этого количества им, по состоянию на конец 2018 г., не хватало «не менее 2100 лётчиков», т.е. сейчас в ВВС США служит менее 20 000 лётного состава (правда, не ясно, включены ли в эту статистику пилоты вертолётов американской армейской авиации?
При этом, если верить данным из открытых источников, по состоянию на 2020 г. в американских ВВС числилось всего 728 женщин-пилотов, 310 штурманов и 227 операторов бортового радиоэлектронного оборудования на самолётах ДРЛО и радиоэлектронной разведки, т.е. 1265 человек, что не составляет и 10% от общего количества лётного состава. При этом в тактической и стратегической авиации США служит всего около 200 женщин из летного состава. Остальные (т.е. абсолютное большинство) продолжают пилотировать транспортные машины и заправщики.
Военнослужащие ВВС США в парадной униформе. На переднем плане женщина-офицер. Не ранее 2012г.
Внятные аналогичные данные по авиации ВМС и КМП США найти не удалось, но и там процент женщин-пилотов вряд ли превышает 10%. Собственно, даже по части феминистской пропаганды американской морской авиации с самого начала как-то не повезло. Например, первая женщина-пилот палубного истребителя (летала на F-14, по другим данным она вообще была первым за всю историю ВМС США лётчиком-истребителем женского пола) Кара Халтгрин, чей «положительный пример» американские СМИ сразу же попытались «раскрутить» едва ли не в большей степени, чем пример той же Н. Малаховски, в 1994 г. погибла во время рутинного учебного полёта на «Томкэте», причём судя по всему, по своей собственной вине, официально – из-за ошибки в технике пилотирования (интересно, что практически все материалы расследования этой катастрофы морское командование засекретило к вящему неудовольствию феминисток).
Таким образом, объективная реальность не очень-то стыкуется с оголтелой пропагандой эпохи нынешней «тоталитарной толерантности» – женщины в ВВС США не составляют сколько-нибудь весомого процента и «незаменимыми» отнюдь не являются. Публикуемые на данный момент сведения по общему проценту женщин в армии США чуть более оптимистичны: на сентябрь 2020 г. в ВВС их было 21% (т.е. не менее 65 000, а это означает, что в американских ВВС женщин на наземных должностях служит в пятьдесят раз больше, чем пилотов!), в ВМС их 19%, в Корпусе Морской Пехоты — всего 8%, но суммирование по всем видам вооруженных сил США даёт всего 14,5% (по другим данным -14%) женщин-военнослужащих.
По остальным государствам-членам НАТО внятных данных несколько меньше, а вот рекламной феминистской шелухи там куда больше и, если верить официальным рапортам, по Североатлантическому блоку, в целом, «за последние 40 лет количество женщин - военнослужащих выросло в десять раз и достигло 250 000 чел».
При этом, даже несмотря на проводимую Евросоюзом жёсткую, репрессивную политику гос. квотирования по половому признаку (например, административный округ Париж уже платит штрафы в госказну, т.к. количество женщин в его аппарате превысил половину от общего числа служащих, что во Франции считается совершенно недопустимым) во всех сферах жизни, процент женщин в армиях и прочих силовых структурах крупнейших стран НАТО остаётся ниже аналогичного показателя для США. Во Франции в армии служил всего 8,5% женщин, в Великобритании – 8,1%, в Канаде — 11,43%. В условиях, когда престиж армейской службы невысок, а министрами обороны в странах Евросоюза всё время назначаются либо «бакалавры истории искусств», либо врачи-гинекологи, которые тратят огромные бюджетные деньги на очень «интересные» программы типа «планомерной интеграции геев в вооружённые силы», нехватка людей в любых родах войск давно стала обычным делом (в ВВС большинства стран НАТО на недобор лётно-технического состава жалуются с завидной регулярностью уже последние лет пятнадцать).
При этом, учитывая что ВВС основных стран НАТО сейчас малочисленны и во многом откровенно «декоративны», говорить о каком-то высоком проценте женщин-пилотов вообще не приходится. Например, в Великобритании (где недавно пафосно отмечали 97 лет с момента появления первых женщин в составе RAF) в ВВС, по данным на 2020 г., служит всего 34 200 женщин, из которых в лётном составе (пилоты, штурманы, операторы бортовых систем) числится менее сотни. В Германии в этот же период в ВВС служила всего 2321 женщина, из которых пилотов не более двух десятков (в местных СМИ постоянно упоминаются несколько одних и тех же фамилий), а остальные — наземный персонал.
Женщина – член экипажа истребителя-бомбардировщика «Торнадо» GR.3 RAF. Ирак или Афганистан, 2005-2006 гг. В данный момент все «Торнадо» уже сняты с вооружения английских ВВС и списаны....
Таким образом, чего бы там не говорили на Западе о «женском лице» своих ВВС, цифры (пусть даже намеренно искажённые и неполные) говорят об обратном. И ещё нигде привлечение на службу женщин так и не смогло кардинально восполнить нехватку как классных авиаспециалистов, как и личного состава в целом. Реально, во всех без исключения западных армиях женский персонал не составляют большинства и в основном выполняет всё ту же агитационно-пропагандистскую функцию. Только агитируют там теперь за совсем другое...
Но более всего настораживает то, что в последнее время западный феминизм приобретает откровенно уродливые формы. Например, когда, каждый год 9 мая по Красной Площади проходят женские парадные расчёты, это действительно красиво и, за редким исключением, нравится всем. А вот попытка проделать что-нибудь подобное на Западе тут же, автоматически, выльется в скандал и истерику, плавно переходящие в судебные разбирательства — феминистки тут же заявят о том, что будут маршировать только в одном строю с мужчинами (это, кстати, сейчас делается при парадных построениях в большинстве армий НАТО и со стороны всегда выглядит более чем нелепо). Кроме того, такой «парадный расчёт» тут же потребуют «правильно квотировать» не только по половому (кстати, официальных полов на Западе по факту уже больше двух) но и по расово-религиозному признаку, да ещё и «с учётом мнения различных меньшинств» (интересно, что во вроде бы борющихся с расизмом США постоянно и вполне официально публикуется процентное соотношение различных рас в армии: 63% я – белые американцы, 15% - афроамериканцы, 10% – латиноамериканцы, 4% – индейцы и прочие местные племена, 2% – «смешанные расы» и 4% – «неизвестные расы», причём ряд заокеанских политиков уже прямо заявляют, что подобный расклад «совершенно не приемлем», поскольку «многовато белых»!). Конечный результат легко себе представить...
А что же у нас, спросит читатель? В марте 2020 г. Министр Обороны РФ С. Шойгу сообщил, что в российских вооружённых силах служит 41 000 (по другим, более поздним, данным — 44 921) женщин-военнослужащих — 30 000 солдат и сержантов, около 7000 прапорщиков и мичманов (по статистике каждый шестой прапорщик в ВС РФ — женщина) и около 4000 офицеров (44 женщины имеют звание полковника), а в военно-учебных заведениях ВС РФ в этот же период обучалось 1150 курсанток. С учётом гражданских служащих и вольнонаёмного персонала количество женщин в российской армии по состоянию на начало 2020 г. составляло около 326 000, при запланированной в 2017 г. общей численности ВС РФ примерно 1, 1 млн. военнослужащих (по другим данным на начало 2020 г. – чуть более 900 000 чел) и около 820 000 человек гражданского персонала.
Фото 22. Девушки-курсанты первого набора КВВАУЛ. 2017г
Первые полёты девушек-курсантов КВВАУЛ на L-410 с инструктором. Март 2020 г.
Это значительно меньше, чем, к примеру, в вооружённых силах США, где при общей численности в 1 300 000 военнослужащих и 684 000 гражданского персонала, женщин-военнослужащих 14,5%, т.е., по разным данным, 150 - 180 тысяч.
Что касается непосредственно Военно-воздушных сил России, то при общей численности ВКС РФ в 165 000 человек (официальные данные на 2019 г.) женщин-военнослужащих в них было не более 3%. Свежих данных на этот счёт найти не удалось, но по информации из открытых источников известно, что по состоянию на 2015 г. в ВВС служило не более 5000 женщин-военнослужащих. При этом все они занимали исключительно наземные должности, а строевых женщин-пилотов до 2017 г. не значилось даже в ближайших планах командования.
Можно сказать, что военные лётчицы для нашей страны дело новое, а если точнее — порядком подзабытое. Ряд авторов (впрочем, как правило весьма далёких от авиации и военного дела) полагают, что на лётные должности женщин в ВКС РФ начали набирать в связи с общемировой тенденцией постоянной нехватки личного состава. Возможно, подобные предположения не лишены основания, поскольку негативные демографические последствия Второй мировой войны, особенно в Европе, России и Азии, всё ещё сказываются.Собственно , об этом учёные предупреждали всех нас ещё в 1980-е гг.
Конечно, отрадно, что про это вообще вспомнили, но зато многих сильно удивило, что в нашей стране нашлось столько хорошо мотивированных и достаточно развитых физически претенденток на роль военных лётчиков — согласно публиковавшимся в открытой печати данным, перед первым женским набором в КВВАУЛ 2017 г. было подано около 2000 заявлений из которых отобрали и допустили до вступительных экзаменов не более 10%. В последующие годы эта цифра не снижалась и, в среднем, на 15 мест при каждом новом наборе претендовало не менее 200-250 девушек (согласно имеющимся данным, конкурс в Рязанское РВВДКУ сейчас несколько меньше). В принципе, есть основания считать, что те, кто курируют данный проект, вполне отдают себе отчёт относительно его конечных результатов и, по крайней мере, знают и отечественную авиационную историю и всю сопутствующую героическую мифологию — случайность это или нет, но в первом наборе КВВАУЛ 2017 г. значились курсанты Попкова и Титаренко.......
Как бы там ни было, но после первого женского набора командование училища пообещало «сделать из девчонок настоящих воздушных бойцов». Кстати, баллы курсантов-девушек по итогам экзаменов и зачётов, что опять-таки удивило очень многих, в среднем оказываются выше, чем у юношей-курсантов.
В общем, как говорил когда-то один известный руководитель СССР: «Процесс пошёл». Разумеется, какие-либо глобальные выводы делать пока рановато. На данный момент имеется следующая статистика: первый женский набор КВВАУЛ 2017 года составил 16 человек, второй набор 2018 года — 15 человек, третий, 2019 года — 15 человек, а в августе 2020 года принял присягу уже четвёртый набор из 15 девушек-курсантов. Таким образом сейчас в КВВАУЛ обучается 61 девушка-курсант (информация о каких-либо случаях отчислений в открытой печати не публиковалась).
Первые самостоятельные полёты девушек-курсантов третьего курса КВВАУЛ на L-39, лето 2020 г.
Принятие присяги четвёртым набором девушек-курсантов КВВАУЛ. Август 2020 г.
Как легко предположить, далеко не все из названного числа курсанток будут обучаться на пилотов истребительно-бомбардировочной или штурмовой авиации, однако в марте 2020 г. поступила информация о первых полётах девушек-курсантов КВВАУЛ на самолётах L-410 с инструктором, а первые самостоятельные полёты четырех девушек-курсантов третьего курса КВВАУЛ на УТС L-39 состоялись в конце июня 2020 г.
Кажется, начало положено, ну а чем всё это закончится — увидим в самое ближайшее время.
Автор выражает благодарность К. Горшкову (г. Уфа) за помощь при подготовке статьи.
В статье использованы материалы из архива автора, общедоступной сети Интернет и с официального сайта Министерства Обороны РФ.