По сообщениям СМИ (включая такой информированный и авторитетный источник, как Forbes), в числе бронетехники, потерянной войсками киевского режима под Авдеевкой в феврале 2023 г., оказалась и бронированная инженерная машина разграждения M1150 на базе основного танка M1 Abrams, переданная из США. Рассмотрим этот образец подробно, исходя как из его назначения, так и из особенностей конструкции.
Начало разработки в США семейства инженерных машин на базе танка М1 Abrams было инициировано в ходе подготовки к операции «Буря в пустыне» в 1991 г. В ходе этой операции обширные минные поля, выставленные иракскими войсками, существенно ограничивали маневр и оперативную подвижность американских войск. Имевшиеся в сухопутных войсках и соединениях Корпуса морской пехоты инженерные машины на базе танка М60 далеко не в полной мере соответствовали тогдашним требованиям. Кроме того, их эксплуатация совместно с танками M1 вызвала определенные сложности.
В рамках создания инженерной машины разграждения (ИМР) нового типа первоначально ставка делалась на дистанционно управляемые машины Panther I (на базе танка М60) и Panther II (на базе M1). Для дистанционного управления использовалась телевизионная аппаратура StandardizedTele‑operation System компании Omnitech, обеспечивавшая уверенное управление на дальности до 800 м.
В общей сложности построили шесть образцов M1 Panther II. Официально их не принимали вооружение, но передали в опытную эксплуатацию: летом 2002 г. две машины поступили в 54‑йинженерный батальон 130‑й инженерной бригады сухопутных войск США, дислоцированной в районег. Бамберг (Германия). Весной 2003 г. в рамках операции международной коалиции в Ираке батальоннаправили в район боевых действий. Две M1 Panther II вошли в состав 9‑го инженерного батальона иво 2‑ю бригаду 10‑й горной дивизии. Они находились в эксплуатации до конца иракской кампании, азатем были выведены из боевого состава.
Давней проблемой Армии (сухопутных войск) США являлось отсутствие бронированной инженерной машины разграждения. В начале тех же 1990‑х гг. это привело к созданию еще одного образца набазе M1 Abrams, получившего обозначение Grizzly Combat Mobility Vehicle (CMV). Первые образцы оказались в войсках в 1995 г.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть сохранялись без существенных изменений, вспомогательная силовая установка обеспечивала работу основных систем машины при заглушенном основном двигателе. Экипаж в составе 2 чел. (механика‑водителя и командира) размещался в носовой частикорпуса рядом друг с другом. Днище корпуса было усилено для защиты при подрыве напротивотанковых минах. Grizzly также оснащалась системой РХБЗ и автоматическим ППО. Для самообороны она получила дистанционно управляемый модуль вооружения (ДУМВ) с 12,7‑ммпулеметом или 40‑мм автоматическим гранатометом.
Grizzly CMV предназначалась для обеспечения продвижения войск и выполнения инженерных работ в условиях огневого воздействия противника, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Уровень бронезащиты позволял ей действовать в одних боевых порядках с танками и БМП либо впереди них.
Для решения перечисленных задач машина получила оборудование для проделывания проходов в заграждениях, преодоления естественных и искусственных препятствий, разминирования местности. Grizzly CMV оснащалась бульдозерным отвалом шириной 4,5 м, позволявшим проделывать проходы в грунте до 1 м в глубину под различным углом; производительность при работе бульдозерным отвалом составляла до 300 м³/ч. Кроме того, имелся телескопический стреловой рабочий орган с ковшом экскаваторного типа для разбора препятствий и работы с грунтом; в последнем случае производительность составляла 80 м³/ч. Универсальный рабочий орган обеспечивал подъем грузов весом около 6,3 т.
Таким образом, Grizzly CMV сочетала функциональные возможности различной инженерной техники, включая машины разграждения, разминирования, и бронированной ремонтно‑эвакуационноймашины.
С целью проведения испытаний и отработки конструкции изготовили два опытных образца. Для оснащения инженерных подразделений сухопутных войск предполагалось закупить 366 ед., однако, по ряду причин, среди которых назывались перераспределение ресурсов на более актуальные нужды и высокая стоимость машины, программу закрыли в 2001 г.
В итоге после 10 лет опытно‑конструкторских работ сухопутные войска и морская пехота осталисьбез инженерной машины разграждения. В этой ситуации Корпус морской пехоты США продолжилсамостоятельные попытки получить подобный образец, инициировав в 2002 г. разработку болеепростой ИМР Assault Breacher Vehicle («штурмовая машина прорыва»). Разработка заняла несколько лет, и в 2008 г. машину приняли на вооружение под обозначением М1150. Всего в морскую пехоту поставили 52 ед., а в сухопутные войска – 187.
Начало разработки в США семейства инженерных машин на базе танка М1 Abrams было инициировано в ходе подготовки к операции «Буря в пустыне» в 1991 г. В ходе этой операции обширные минные поля, выставленные иракскими войсками, существенно ограничивали маневр и оперативную подвижность американских войск. Имевшиеся в сухопутных войсках и соединениях Корпуса морской пехоты инженерные машины на базе танка М60 далеко не в полной мере соответствовали тогдашним требованиям. Кроме того, их эксплуатация совместно с танками M1 вызвала определенные сложности.
В рамках создания инженерной машины разграждения (ИМР) нового типа первоначально ставка делалась на дистанционно управляемые машины Panther I (на базе танка М60) и Panther II (на базе M1). Для дистанционного управления использовалась телевизионная аппаратура StandardizedTele‑operation System компании Omnitech, обеспечивавшая уверенное управление на дальности до 800 м.
В общей сложности построили шесть образцов M1 Panther II. Официально их не принимали вооружение, но передали в опытную эксплуатацию: летом 2002 г. две машины поступили в 54‑йинженерный батальон 130‑й инженерной бригады сухопутных войск США, дислоцированной в районег. Бамберг (Германия). Весной 2003 г. в рамках операции международной коалиции в Ираке батальоннаправили в район боевых действий. Две M1 Panther II вошли в состав 9‑го инженерного батальона иво 2‑ю бригаду 10‑й горной дивизии. Они находились в эксплуатации до конца иракской кампании, азатем были выведены из боевого состава.
Давней проблемой Армии (сухопутных войск) США являлось отсутствие бронированной инженерной машины разграждения. В начале тех же 1990‑х гг. это привело к созданию еще одного образца набазе M1 Abrams, получившего обозначение Grizzly Combat Mobility Vehicle (CMV). Первые образцы оказались в войсках в 1995 г.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть сохранялись без существенных изменений, вспомогательная силовая установка обеспечивала работу основных систем машины при заглушенном основном двигателе. Экипаж в составе 2 чел. (механика‑водителя и командира) размещался в носовой частикорпуса рядом друг с другом. Днище корпуса было усилено для защиты при подрыве напротивотанковых минах. Grizzly также оснащалась системой РХБЗ и автоматическим ППО. Для самообороны она получила дистанционно управляемый модуль вооружения (ДУМВ) с 12,7‑ммпулеметом или 40‑мм автоматическим гранатометом.
Grizzly CMV предназначалась для обеспечения продвижения войск и выполнения инженерных работ в условиях огневого воздействия противника, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Уровень бронезащиты позволял ей действовать в одних боевых порядках с танками и БМП либо впереди них.
Для решения перечисленных задач машина получила оборудование для проделывания проходов в заграждениях, преодоления естественных и искусственных препятствий, разминирования местности. Grizzly CMV оснащалась бульдозерным отвалом шириной 4,5 м, позволявшим проделывать проходы в грунте до 1 м в глубину под различным углом; производительность при работе бульдозерным отвалом составляла до 300 м³/ч. Кроме того, имелся телескопический стреловой рабочий орган с ковшом экскаваторного типа для разбора препятствий и работы с грунтом; в последнем случае производительность составляла 80 м³/ч. Универсальный рабочий орган обеспечивал подъем грузов весом около 6,3 т.
Таким образом, Grizzly CMV сочетала функциональные возможности различной инженерной техники, включая машины разграждения, разминирования, и бронированной ремонтно‑эвакуационноймашины.
С целью проведения испытаний и отработки конструкции изготовили два опытных образца. Для оснащения инженерных подразделений сухопутных войск предполагалось закупить 366 ед., однако, по ряду причин, среди которых назывались перераспределение ресурсов на более актуальные нужды и высокая стоимость машины, программу закрыли в 2001 г.
В итоге после 10 лет опытно‑конструкторских работ сухопутные войска и морская пехота осталисьбез инженерной машины разграждения. В этой ситуации Корпус морской пехоты США продолжилсамостоятельные попытки получить подобный образец, инициировав в 2002 г. разработку болеепростой ИМР Assault Breacher Vehicle («штурмовая машина прорыва»). Разработка заняла несколько лет, и в 2008 г. машину приняли на вооружение под обозначением М1150. Всего в морскую пехоту поставили 52 ед., а в сухопутные войска – 187.
М1150 выполнена на базе основного танка М1А1 «Абрамс». Для постройки серийных машин использовались танки, находившиеся на хранении, направлявшиеся на капитальный ремонт в Центр технического обслуживания и ремонта бронетанковой техники вооруженных сил США в г. Аннистон (шт. Алабама). Башню с вооружением, боеукладку и ряд других систем демонтировали, а сверху на корпусе установили массивную поворотную бронированную рубку (углы поворота рубки – по 90° влево и вправо). В лобовой части основное бронирование рубки усилили дополнительной броневой плитой, установленной на расстоянии около 10 см от основной брони. Лоб и борта рубки несут элементы динамической защиты (ЭДЗ): в первоначальном варианте – 53 ЭДЗ.
В передней части рубки находится рабочее место командира машины с органами управления оборудованием и системами, средствами связи и наблюдения. На крыше рубки в центре смонтирована командирская башенка с откидывающимся назад люком. По ее периметру располагаются перископические приборы наблюдения, а на погоне расположена установка 12,7‑ммпулемета M2HB Browning – единственное вооружение М1150. Вспомогательное вооружение представлено двумя блоками дымовых гранатометов (по восемь стволов в каждом), аналогичных используемым на танке M1 Abrams, которые установлены в задней части крыши рубки слева и справа.
Командир располагает комбинированной системой наблюдения, основу которой составляют находящиеся в передней части крыши рубки четыре камеры внешнего обзора и блок обзорной системы в поворотной шаровой установке, включающий приборы наблюдения с дневным и ночным каналами. Это обеспечивает командиру обзор передней полусферы, что особенно важно при проделывании проходов. Две камеры установлены на крыше башни над правой и левой скулами, камера заднего обзора с телевизионным и инфракрасным каналами – на крыше рубки между пусковыми установками системы разминирования; обстановка отображается на мониторах экипажа.
Кормовую часть рубки занимает отсек системы дистанционного разминирования М58А3 MICLIC (MineClearing Line Charge). Она включает пусковую установку, на которой размещается 127‑мм ракетаMK22 Mod 4 и уложенный в ящик удлиненный заряд разминирования (УЗР), состоящий из небольших блоков взрывчатого вещества С4 общей длиной 107 м и снабженный детонационным кабелем. Он несет заряды C4 массой около 2,2 кг на каждые 30 см длины (итого около 790 кг взрывчатого вещества в заряде).
На М1150 размещаются две такие установки – слева и справа в кормовом отсеке поворотной рубки. Сверху каждый отсек закрывается крышкой, к которой изнутри крепится пусковая установка 127‑ммракеты. С бортов отсеки прикрыты двумя откидывающимися вперед крышками, через которыепроизводится замена контейнеров УЗР. У хорошо подготовленного экипажа на эту операцию уходитнесколько минут, но только при наличии необходимого оборудования: в его состав в обязательномпорядке должна входить крановая стрела – обычно перезаряжание обеспечивается грузовым автомобилем M985A1R HEMTT (Heavy Expanded Mobility Tactical Truck) с крановой установкой.
Перед пуском УЗР крышка с пусковой установкой поднимается вверх при помощи гидравлического привода. Запущенная ракета (ракетный двигатель) вытягивает за собой УЗР, отсоединяясь от него на конечном участке полета; упавший заряд распрямляется с помощью тормозного троса. После этого отдается команда на подрыв, который приводит к детонации или разрушению противотанковых и противопехотных мин и фугасов: размеры разминированного участка составляют примерно 100 м в длину и около 8 м в ширину. Таким образом обеспечивается возможность разминирования прохода длиной до 200 м.
На лобовой части корпуса М1150 устанавливается механизм с гидравлическим приводом HLA (HighLift Adapter), управляемый механиком‑водителем. Он обеспечивает установку различных вариантовнавесного оборудования с возможностью их быстрого сброса без выхода экипажа из машины.
Основной рабочий орган для разминирования – ножевой противоминный трал FWMP (Full Width MinePlough – «плужный минный трал полной ширины»), разработанный британской фирмой PearsonEngineering; имеется в виду возможность использования трала на всю его ширину, без пропусков. Трал состоит из трех секций – двух боковых (по девять ножей на каждой секции) и одной центральной с пятью ножами; общая захватываемая ширина составляет 4,5 м. К слову, из‑завнешнего вида трала машина М1150 получила прозвище Shredder («измельчитель»).
Врезаясь в верхний слой земли, ножи V‑образной формы рыхлят и перепахивают грунт, извлекая мины и взрывные устройства, отбрасывая их в сторону от колеи или разрушая. Глубина рыхления грунта тралом FWMP определяется тремя лыжами‑полозьями, скользящими по поверхности земли, иобеспечивает разминирование прохода на полную ширину трала. Постоянная глубина рыхлениясоставляет 36 см.
В передней части рубки находится рабочее место командира машины с органами управления оборудованием и системами, средствами связи и наблюдения. На крыше рубки в центре смонтирована командирская башенка с откидывающимся назад люком. По ее периметру располагаются перископические приборы наблюдения, а на погоне расположена установка 12,7‑ммпулемета M2HB Browning – единственное вооружение М1150. Вспомогательное вооружение представлено двумя блоками дымовых гранатометов (по восемь стволов в каждом), аналогичных используемым на танке M1 Abrams, которые установлены в задней части крыши рубки слева и справа.
Командир располагает комбинированной системой наблюдения, основу которой составляют находящиеся в передней части крыши рубки четыре камеры внешнего обзора и блок обзорной системы в поворотной шаровой установке, включающий приборы наблюдения с дневным и ночным каналами. Это обеспечивает командиру обзор передней полусферы, что особенно важно при проделывании проходов. Две камеры установлены на крыше башни над правой и левой скулами, камера заднего обзора с телевизионным и инфракрасным каналами – на крыше рубки между пусковыми установками системы разминирования; обстановка отображается на мониторах экипажа.
Кормовую часть рубки занимает отсек системы дистанционного разминирования М58А3 MICLIC (MineClearing Line Charge). Она включает пусковую установку, на которой размещается 127‑мм ракетаMK22 Mod 4 и уложенный в ящик удлиненный заряд разминирования (УЗР), состоящий из небольших блоков взрывчатого вещества С4 общей длиной 107 м и снабженный детонационным кабелем. Он несет заряды C4 массой около 2,2 кг на каждые 30 см длины (итого около 790 кг взрывчатого вещества в заряде).
На М1150 размещаются две такие установки – слева и справа в кормовом отсеке поворотной рубки. Сверху каждый отсек закрывается крышкой, к которой изнутри крепится пусковая установка 127‑ммракеты. С бортов отсеки прикрыты двумя откидывающимися вперед крышками, через которыепроизводится замена контейнеров УЗР. У хорошо подготовленного экипажа на эту операцию уходитнесколько минут, но только при наличии необходимого оборудования: в его состав в обязательномпорядке должна входить крановая стрела – обычно перезаряжание обеспечивается грузовым автомобилем M985A1R HEMTT (Heavy Expanded Mobility Tactical Truck) с крановой установкой.
Перед пуском УЗР крышка с пусковой установкой поднимается вверх при помощи гидравлического привода. Запущенная ракета (ракетный двигатель) вытягивает за собой УЗР, отсоединяясь от него на конечном участке полета; упавший заряд распрямляется с помощью тормозного троса. После этого отдается команда на подрыв, который приводит к детонации или разрушению противотанковых и противопехотных мин и фугасов: размеры разминированного участка составляют примерно 100 м в длину и около 8 м в ширину. Таким образом обеспечивается возможность разминирования прохода длиной до 200 м.
На лобовой части корпуса М1150 устанавливается механизм с гидравлическим приводом HLA (HighLift Adapter), управляемый механиком‑водителем. Он обеспечивает установку различных вариантовнавесного оборудования с возможностью их быстрого сброса без выхода экипажа из машины.
Основной рабочий орган для разминирования – ножевой противоминный трал FWMP (Full Width MinePlough – «плужный минный трал полной ширины»), разработанный британской фирмой PearsonEngineering; имеется в виду возможность использования трала на всю его ширину, без пропусков. Трал состоит из трех секций – двух боковых (по девять ножей на каждой секции) и одной центральной с пятью ножами; общая захватываемая ширина составляет 4,5 м. К слову, из‑завнешнего вида трала машина М1150 получила прозвище Shredder («измельчитель»).
Врезаясь в верхний слой земли, ножи V‑образной формы рыхлят и перепахивают грунт, извлекая мины и взрывные устройства, отбрасывая их в сторону от колеи или разрушая. Глубина рыхления грунта тралом FWMP определяется тремя лыжами‑полозьями, скользящими по поверхности земли, иобеспечивает разминирование прохода на полную ширину трала. Постоянная глубина рыхлениясоставляет 36 см.
Помимо трала механизм HLA обеспечивает установку бульдозерного отвала для проделывания проходов в завалах и препятствиях либо, наоборот, их создания, обустройства капониров, огневых позиций и укрытий, закапывания противотанковых рвов.
Для обозначения проходов, безопасных для движения войск и техники, на М1150 используется система Lane Marking System («система обозначения полосы движения»). В ее состав входят два блока пневматических устройств, смонтированные по бортам в кормовой части корпуса за отсеком с установками системы дистанционного разминирования. Каждый блок рассчитан на 50 маркеров прохода высотой 1 м с заостренными металлическими наконечниками – ими обозначается безопасный путь для движения войск и техники. Маркеры могут оснащаться сигнальными флажками, светодиодными или светоотражающими сигналами. На марше блоки складываются в пространство за отсеком системы разминирования, не выступая за габариты машины. Для обозначения прохода блоки опускаются в рабочее положение, маркеры при помощи пневматического устройства или вручную отстреливаются в твердый или сыпучий грунт: возможна их установка и в твердое покрытие, например, в асфальт.
В 2019 г. управление закупок сухопутных войск США разместило заказ на проведение работ по обеспечению взаимодействия машин М1150 с беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Последние предполагается использовать для решения двух основных задач – постановки помех для подавления сигналов, обеспечивающих подрыв дистанционно управляемых взрывных устройств, и ведения разведки путей движения и позиций противника. Сообщалось об отработке концепции беспилотной машины разминирования с дистанционным управлением.
Общая масса полностью снаряженной М1150 составляет около 58 т, длина – 7,9 м, ширина 3,6 м, с развернутым минным тралом – 4,5 м, высота – 2,4 м. Мощность газотурбинного двигателя – 1500 л.с., запас хода – 400–450 км. Экипаж – 2 чел.
Первый случай боевого применения М1150 отмечен 3 декабря 2009 г. – к этому времени в составе американского контингента в Афганистане имелось пять таких машин. Части морской пехоты в ходе подготовки к запланированной на февраль 2010 г. операции по захвату контролировавшегося формированиями движения Талибан* района Марджа в провинции Гильменд к северу от столицы провинции г. Лашкаргах (примерно в 600 км к юго-западу от Кабула) проводили мероприятия повыдавливанию талибов из ряда районов. Противник использовал различные заграждения иминировал маршруты. Соответственно, машины М1150 Корпуса морской пехоты использовались попрямому назначению – для проделывания безопасных проходов для движения войск. В дальнейшем они выполняли весь спектр возложенных на них задач, включая обустройство путей движения колонн, засыпку рвов и разрушение укреплений противника с помощью УЗР. Поскольку противник активно использовал дистанционно управляемые взрывные устройства, на М1150 установили систему DUKE Electronic Countermeasure system (ECM), предназначенную для подавления сигналов, которые приводят в действие дистанционные взрыватели.
В сухопутных войсках США М1150 входят в состав взводов инженерных машин инженерных рот танковых бригад. Взвод включает по одному отделению инженерной разведки, инженерной техники и оборудования, землеройных машин и два отделения разграждения – именно последние имеют на вооружении машины М1150. Каждое отделение насчитывает 7 чел., три ИМР и автомобиль М985 с крановой установкой для перезаряжания системы удлиненных зарядов разминирования. Отделением командует штаб‑сержант (он же командир одной из машин разминирования), еще два сержантакомандуют двумя М1150; должности механиков‑водителей и водителя автомобиля занимаютспециалисты 4‑го класса.
В связи с оптимизацией организационно‑штатной структуры соединений и частей морской пехотыСША предполагалось исключение из их состава основных боевых танков и машин на их базе. В связис этим в 2020 г. М1150 вывели из состава инженерных подразделении бригад морской пехоты ипередали в сухопутные войска.
В рамках военной помощи США Украине несколько таких машин передали сухопутным войскам вооруженных сил Украины (ВСУ) – о судьбе одной из них упоминалось в начале статьи. В дальнейшем в том же районе была уничтожена вторая М1150 – она не имела навесного оборудования и УЗР (вероятно, ее предполагалось использовать в качестве эвакуационной машины).
В свете появления М1150 в районе Авдеевки, стоит отметить ряд моментов.
Судя по всему, командование ВСУ и западные хозяева киевского режима сделали выводы из опыта «контрнаступления» 2023 г., когда установленные российскими войсками глубокие минно‑взрывныезаграждения задержали атаки украинских механизированных частей и подразделений. В последних«пакетах помощи» Киеву резко увеличена доля средств преодоления минно‑взрывных заграждений, включая тяжелые М1150.
Украинское командование, опасаясь попыток развития наступления российскими войсками на авдеевском направлении, ввело в бой танки M1A1SA Abrams и инженерные машины М1150, входящие в состав 47‑й омбр ВСУ. По всей видимости, последние предполагалось использовать, в том числе, как средство эвакуации поврежденных танков Abrams и прочей техники (в первую очередь танков и САУ) благодаря наличию мощного двигателя и достаточно высокому уровню защищенности. Кроме того, эти машины планируется задействовать как средство противодействия российским попыткам выставления минных полей (в том числе с использованием систем дистанционного минирования), препятствующих отходу личного состава и техники ВСУ на новые позиции, а также переброске резервов.
Можно предположить также, что факт нахождения в районе Авдеевки такой техники связан с имевшимися планами использовать этот населенный пункт как один из возможных опорных пунктов для нового «контрнаступления» неонацистских формирований.
Для обозначения проходов, безопасных для движения войск и техники, на М1150 используется система Lane Marking System («система обозначения полосы движения»). В ее состав входят два блока пневматических устройств, смонтированные по бортам в кормовой части корпуса за отсеком с установками системы дистанционного разминирования. Каждый блок рассчитан на 50 маркеров прохода высотой 1 м с заостренными металлическими наконечниками – ими обозначается безопасный путь для движения войск и техники. Маркеры могут оснащаться сигнальными флажками, светодиодными или светоотражающими сигналами. На марше блоки складываются в пространство за отсеком системы разминирования, не выступая за габариты машины. Для обозначения прохода блоки опускаются в рабочее положение, маркеры при помощи пневматического устройства или вручную отстреливаются в твердый или сыпучий грунт: возможна их установка и в твердое покрытие, например, в асфальт.
В 2019 г. управление закупок сухопутных войск США разместило заказ на проведение работ по обеспечению взаимодействия машин М1150 с беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Последние предполагается использовать для решения двух основных задач – постановки помех для подавления сигналов, обеспечивающих подрыв дистанционно управляемых взрывных устройств, и ведения разведки путей движения и позиций противника. Сообщалось об отработке концепции беспилотной машины разминирования с дистанционным управлением.
Общая масса полностью снаряженной М1150 составляет около 58 т, длина – 7,9 м, ширина 3,6 м, с развернутым минным тралом – 4,5 м, высота – 2,4 м. Мощность газотурбинного двигателя – 1500 л.с., запас хода – 400–450 км. Экипаж – 2 чел.
Первый случай боевого применения М1150 отмечен 3 декабря 2009 г. – к этому времени в составе американского контингента в Афганистане имелось пять таких машин. Части морской пехоты в ходе подготовки к запланированной на февраль 2010 г. операции по захвату контролировавшегося формированиями движения Талибан* района Марджа в провинции Гильменд к северу от столицы провинции г. Лашкаргах (примерно в 600 км к юго-западу от Кабула) проводили мероприятия повыдавливанию талибов из ряда районов. Противник использовал различные заграждения иминировал маршруты. Соответственно, машины М1150 Корпуса морской пехоты использовались попрямому назначению – для проделывания безопасных проходов для движения войск. В дальнейшем они выполняли весь спектр возложенных на них задач, включая обустройство путей движения колонн, засыпку рвов и разрушение укреплений противника с помощью УЗР. Поскольку противник активно использовал дистанционно управляемые взрывные устройства, на М1150 установили систему DUKE Electronic Countermeasure system (ECM), предназначенную для подавления сигналов, которые приводят в действие дистанционные взрыватели.
В сухопутных войсках США М1150 входят в состав взводов инженерных машин инженерных рот танковых бригад. Взвод включает по одному отделению инженерной разведки, инженерной техники и оборудования, землеройных машин и два отделения разграждения – именно последние имеют на вооружении машины М1150. Каждое отделение насчитывает 7 чел., три ИМР и автомобиль М985 с крановой установкой для перезаряжания системы удлиненных зарядов разминирования. Отделением командует штаб‑сержант (он же командир одной из машин разминирования), еще два сержантакомандуют двумя М1150; должности механиков‑водителей и водителя автомобиля занимаютспециалисты 4‑го класса.
В связи с оптимизацией организационно‑штатной структуры соединений и частей морской пехотыСША предполагалось исключение из их состава основных боевых танков и машин на их базе. В связис этим в 2020 г. М1150 вывели из состава инженерных подразделении бригад морской пехоты ипередали в сухопутные войска.
В рамках военной помощи США Украине несколько таких машин передали сухопутным войскам вооруженных сил Украины (ВСУ) – о судьбе одной из них упоминалось в начале статьи. В дальнейшем в том же районе была уничтожена вторая М1150 – она не имела навесного оборудования и УЗР (вероятно, ее предполагалось использовать в качестве эвакуационной машины).
В свете появления М1150 в районе Авдеевки, стоит отметить ряд моментов.
Судя по всему, командование ВСУ и западные хозяева киевского режима сделали выводы из опыта «контрнаступления» 2023 г., когда установленные российскими войсками глубокие минно‑взрывныезаграждения задержали атаки украинских механизированных частей и подразделений. В последних«пакетах помощи» Киеву резко увеличена доля средств преодоления минно‑взрывных заграждений, включая тяжелые М1150.
Украинское командование, опасаясь попыток развития наступления российскими войсками на авдеевском направлении, ввело в бой танки M1A1SA Abrams и инженерные машины М1150, входящие в состав 47‑й омбр ВСУ. По всей видимости, последние предполагалось использовать, в том числе, как средство эвакуации поврежденных танков Abrams и прочей техники (в первую очередь танков и САУ) благодаря наличию мощного двигателя и достаточно высокому уровню защищенности. Кроме того, эти машины планируется задействовать как средство противодействия российским попыткам выставления минных полей (в том числе с использованием систем дистанционного минирования), препятствующих отходу личного состава и техники ВСУ на новые позиции, а также переброске резервов.
Можно предположить также, что факт нахождения в районе Авдеевки такой техники связан с имевшимися планами использовать этот населенный пункт как один из возможных опорных пунктов для нового «контрнаступления» неонацистских формирований.
В статье использованы фото из архива автора и из общедоступной сети Интернет.
*Движение запрещено в России как террористическое:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-ma
terialy.html.
Литература и источники
1. Корчагин С. Инженерные подразделения боевых бригад сухопутных войск США// Зарубежное военное обозрение. – 2014, №9.
2. https://tanks‑encyclopedia.com/modern‑us‑m1150-assault‑breacher‑vehicle‑abv/.
3. https://www.militarytoday.com/engineering/grizzly.htm.
4. https://topwar.ru/230245‑na‑ukrainu‑pribyli‑shturmovye‑m1150‑abv‑podrobnee‑ob‑jetih‑mnogotonnyh-tjazhelovesah.html
5. https://www.overtdefense.com/2019/09/03/us‑army‑assault‑breacher‑vehicle‑to‑launch‑drones/
6. https://armyrecognition.com/united_states_us_army_list_modern_mbts_main_battle_tanks/m1150_abv_assault_breacher_vehicle_engineer_armoured_vehicle_data.html.
7. Ralph Zwilling & Walter Böhm. M1 Abrams Breacher: The M1 Assault Breacher Vehicle (ABV). Tankograd Publishing, Technology and Service.
8. Steven J. Zaloga. M1A2 Abrams Main Battle Tank 1993‑2018, Osprey Publishing.
9. https://www.forbes.com/sites/davidaxe/2024/02/22/ukraine‑has‑only‑a‑few‑american‑made‑assault‑breacher‑vehicles‑it‑just‑lost‑one‑outside‑avdiivka/?sh=37d57d401764.
*Движение запрещено в России как террористическое:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-ma
terialy.html.
Литература и источники
1. Корчагин С. Инженерные подразделения боевых бригад сухопутных войск США// Зарубежное военное обозрение. – 2014, №9.
2. https://tanks‑encyclopedia.com/modern‑us‑m1150-assault‑breacher‑vehicle‑abv/.
3. https://www.militarytoday.com/engineering/grizzly.htm.
4. https://topwar.ru/230245‑na‑ukrainu‑pribyli‑shturmovye‑m1150‑abv‑podrobnee‑ob‑jetih‑mnogotonnyh-tjazhelovesah.html
5. https://www.overtdefense.com/2019/09/03/us‑army‑assault‑breacher‑vehicle‑to‑launch‑drones/
6. https://armyrecognition.com/united_states_us_army_list_modern_mbts_main_battle_tanks/m1150_abv_assault_breacher_vehicle_engineer_armoured_vehicle_data.html.
7. Ralph Zwilling & Walter Böhm. M1 Abrams Breacher: The M1 Assault Breacher Vehicle (ABV). Tankograd Publishing, Technology and Service.
8. Steven J. Zaloga. M1A2 Abrams Main Battle Tank 1993‑2018, Osprey Publishing.
9. https://www.forbes.com/sites/davidaxe/2024/02/22/ukraine‑has‑only‑a‑few‑american‑made‑assault‑breacher‑vehicles‑it‑just‑lost‑one‑outside‑avdiivka/?sh=37d57d401764.