Статьи издательства «Техинформ»

«Верный ведомый». Или уже «Ведущий»?

От редакции:

Уже не раз мы говорили о беспилотных летательных аппаратах, способных действовать совместно с пилотируемыми самолетами. В США для обозначения таких БПЛА ввели термин «лояльный ведомый» (loyal wingman). Англоязычные эксперты утверждают, что подобный летательный аппарат отличается от тривиальных БПЛА наличием искусственного интеллекта (ИИ) и способностью взаимодействовать с перспективными пилотируемыми самолетами вроде истребителя 6-го поколения и бомбардировщика В-21. Он способен действовать с высокой степенью автономности или полностью автономно в условиях противодействия ПВО и авиации противника.

В то же время стоит отметить тот факт, что и перспективные истребители 6-го поколения проектируются в расчете на выполнение полетов в беспилотной конфигурации (опционально пилотируемые), то есть совмещают в одном лице качества пилотируемого истребителя и «лояльного ведомого».

Впрочем, исходя из здравого смысла, слово «лояльный» к данному типу летательных аппаратов совершенно не подходит. На взгляд редакции журнала к беспилотному ведомому куда лучше подойдет определение «верный» или «надежный», а еще лучше – просто «беспилотный ведомый». Почему нет? В конце концов, не всё же нам перенимать у англосаксов (кстати, однажды такое уже было: к примеру, благодаря Андрею Фирсову, члену редколлегии нашего журнала, в оборот вошло словосочетание «барражирующий боеприпас», ставшее сегодня вполне привычным.

*****

В последнее время работы по данной тематике ведутся в разных странах по разным направлениям. И если Европейский перспективный авиационный комплекс FCAS/SCAF (Future Combat Air System/Système de Combat Aérien du Futur) разрабатывается в двух полноценных вариантах – пилотируемом и беспилотным, то в США, России, КНР и Турции предпочли использовать в качестве «беспилотных ведомых» БПЛА специальной разработки, как более дешевые в сравнении с пилотируемым истребителями 5-го и 6-го поколения. Аналогичным путем намерены пойти Южная Корея и Япония, реализующие свои программы создания истребителей 5-го поколения, а также Индия, которая планирует дополнить «лояльным ведомым» легкие истребители «Теджас». Определить к какому поколению сей летательный аппарат относится, крайне затруднительно, поскольку его проектирование началось с нанесения осевых линий карандашом (!) на ватманском листе (!!) едва ли не в конце 60-х гг. (!!!), а прототип «Теджаса» поднялся в воздух в 2001 г. Первые истребители «Теджас» поступили в строевую часть ВВС Индии 2020 г.

Пример Индии демонстрирует, что при наличии желания «беспилотник» можно сделать ведомым не только для истребителей 5-го и 6-го поколения. Он способен взаимодействовать с любым ЛА (хоть с Ан-2), оснащенным соответствующей аппаратурой (система обмена информацией, электроника с элементами ИИ.

ИИ развивается стремительно. Применительно к военной авиации сегодня ИИ используется и в «беспилотных ведомых», и в комплексах, именуемых «рой дронов» – небольших БПЛА группового применения. Лет через 10-15 наличие бортового ИИ на любом БПЛА, кроме самых дешевых – «расходников», станет неизбежностью.

Наконец, пилотируемый авиационный комплекс уже сегодня можно считать современным только в случае, если он имеет возможность взаимодействовать с БПЛА. Отличие взаимодействия пилотируемого самолета с обычным БПЛА и БПЛА типа «ведомый» заключается исключительно высокой степени автономности последнего. ИИ «ведомого» способен самостоятельно принимать решения, в том числе и на поражение объектов, известных как «человек разумный».

О морально-этической стороне беспилотной авиационной техники в настоящее время почти не вспоминают. Между тем, в 2000-е гг. эта тема была весьма актуальна не только в гуманитарных кругах. Американским разведывательным БПЛА потребовалось несколько лет для превращения в разведывательно-ударные, хотя никаких технических препятствий для этого не существовало. На верхних этажах ВВС и министерства обороны США, а также в сенате велись дискуссии об этичности использования «роботов-убийц». В конечном итоге пришли к выводу, что запуск ракеты с БПЛА по щелчку мыши оператора наземной станции управления ничем не отличается от нажатия пальцем на спусковой крючок Кольта – решение на применение оружия принимается человеком. А вот решение на применение оружия с БПЛА типа «ведомый» будет принимать бортовой ИИ. Рубикон пока не перейден, но Рубикон никто не замечает.

К появлению концепции «верного ведомого» привели, в первую очередь, два фактора: повышение эффективности средств ПВО и удорожание пилотируемых авиационных комплексов. Эффективность средств ПВО наглядно демонстрирует опыт Специальной военной операции на Украине, где ВВС обладают абсолютным господством в воздухе, однако не имеют возможности его полностью реализовать из-за противодействия отнюдь не самой современной ПВО. Стоимость же пилотируемых истребителей возросла настолько, что слово «массовый» к ним не применимо в принципе – цена самолета F-35 самой простой модификации «А» составляет порядка 80 млн. долл. Потери пилотируемых самолетов, действующих в условиях противодействия ПВО противника, неизбежны, а восполнять потери дорогих, сложных и трудоемких в изготовлении самолетов весьма непросто.

Концепция «верного ведомого» позволяет сэкономить на подготовке летчиков, сохранить жизни хотя бы части летчиков пилотируемых истребителей и, главным образом, существенно нарастить количественный состав тактической авиации.

Развитие концепции «верного ведомого» находится на начальном этапе – такие БПЛА не состоят на вооружении ни в одной стране мира. Прогнозировать развитие данной концепции – такое себе занятие, однако с большой степенью вероятности различия между «ведомыми» и «традиционными» БПЛА, вроде разведывательно-ударных, со временем исчезнут. Граница между «ведомыми» и некоторыми тяжелыми БПЛА даже сегодня довольно условна. Так, БПЛА Боинг Х-45 и Нортроп-Грумман Х-47В в «ведомые» не попали лишь по причине закрытия программ этих аппаратов до появления самой концепции «loyal wingman» и развития наработок в области ИИ до степени, позволяющей использовать его на практике. Ключевым фактором успеха концепции «верный ведомый» является не БПЛА как таковой, а его электронная начинка и алгоритмы работы ИИ.

Программа «Скайборг»

ВВС США в 2019 г. инициировали работы по программе «Скайборг», целью которой являлась разработка БПЛА с высокой степенью автономности, оптимизированного для совместных действий с истребителями. Контракты на разработку и постройку прототипов БПЛА были заключены в декабре 2020 г. с фирмами «Кратос» (сумма контракта 37,7 млн. долл.), «Дженерэл Этомикс» (14,3 млн. долл.) и Боинг» (25,7 млн. долл.). Одним из ключевых требований к БПЛА «Скайборг» являлась низкая, в сравнении с истребителем, стоимость единичного образца.

Фирма «Кратос» в рамках программы «Скайборг» предложила БПЛА XQ-58А «Валькирия» с высокой дозвуковой скоростью и значительной продолжительностью полета. На БПЛА XQ-58А возлагалось выполнение самых различных боевых задач, от патрулирования до ведения воздушных боев в качестве ведомого пилотируемого истребителя. Запуск БПЛА осуществляется с автомобильного прицепа посредством твердотопливных стартовых ускорителей.
Демонстрационный образец БПЛА XQ-58А выполнил первый полет в марте 2019 г. на полигоне Юма, второй полет состоялся в июне, а в октябре 2019 г., при выполнении третьего испытательного полета в октябре 2019 г., демонстратор получил серьезные повреждения на посадке. Авария практически не отразилась на ходе летных испытаний. Очередной, четвертый по счету, БПЛА XQ-58А выполнил в январе 2020 г. Пятый же полет, по неизвестным причинам, состоялся спустя почти год – в декабре 2020 г. Пятый полет, предположительно, носил в значительно степени рекламный характер: БПЛА XQ-58А «позировал» фотографам и видеооператорам в одном строю с истребителями 5-го поколения F-22 и F-35. В шестом полете (март 2021 г.) с демонстратора впервые сбросили полезную нагрузку (небольшой разведывательный БПЛА Area-I «ALTIUS-600»), размещенную во внутреннем отсеке.

Уровень секретности работ по БПЛА XQ-58А в 2021 г. повысили, после чего информация о ней публикуется весьма отрывочная. Известно, что в программе летных испытаний в 2022 г. было задействовано уже два БПЛА, доработанных до уровня «блок 2». Полеты выполнялись с использованием искусственного интеллекта. Программа летных испытаний БПЛА XQ-58А блок 2 была успешно завершена в ноябре 2022 г. БПЛА продемонстрировал способность выполнять боевое задание в полностью автономном режиме при имитации потери связи со станцией управления. Министерство обороны США в августе 2023 г. распространило фотографии БПЛА XQ-58А ВВС и КМП, выполняющих полеты в строю соответственно с истребителем-бомбардировщиком F-15E и истребителем F-16; оба пилотируемых самолета принадлежат 96-му испытательному авиакрылу ВВС США.

В декабре 2022 г. фирма «Кратос» подписала контракт на сумму 15,5 млн. долл. с корпусом морской пехоты ВМС США. Контракт оговаривает поставку КМП ВМС двух БПЛА XQ-58А с комплектом целевого оборудования и системой управления вооружением оптимизированного для поражения наземных и надводных целей. Первый полет БПЛА XQ-58А, предназначенный для КМП США, выполнил на авиабазе Эглин в октябре 2023 г. Еще два БПЛА XQ-58А в январе 2023 г. заказала авиация ВМС США. Фотографии сопровождались скромной информацией на тему отработки взаимодействия пилотируемых самолетов с БПЛА, снабженным электронными мозгами (то есть, искусственным интеллектом), в ходе ведения воздушных боев и нанесения ударов по наземным целям. Фирма «Кратос» предположительно, изготовила 12 БПЛА XQ-58А «Валькирия».

НИОКР по БПЛА «Эвенджер» («Предейтор-С») разработки фирмы «Дженерал Этомикс» начались в 2000-е г. в рамках программы MQ-X по разработке аппарата, предназначенного для замены разведывательно-ударных БПЛА MQ-9. Первый прототип БПЛА «Эвенджер» выполнил первый полет в 2009 г., второй – в 2012 г. В том же 2012 г. ВВС закрыли программу MQ-X, аналогичную программу аннулировали и ВМС США. Фирма «Дженерэл Этомикс», тем не менее, работы по БПЛА «Эвенджер» продолжила – в июле 2013 г. начались летные испытания третьего прототипа.

БПЛА MQ-20 «Эвенджер» по-прежнему рассматривается фирмой «Дженерэл Этомикс» прежде всего, как замена для БПЛА MQ-9. Фирма довольно энергично рекламирует данный БПЛА на мировом рынке вооружений и военной техники. Доработкам по программе «Скайборг» подвергся не столько планер, сколько его БРЭО. Сумма контракта с ВВС, минимального из трех контрактов программы «Скайборг», скорее всего, затрагивает разработку только БРЭО и внесение минимальных изменений в конструкцию планера.

БПЛА MQ-20 летом 2021 г. впервые привлекался к учениям «Орэнж Флэг 21-2», проходивших на авиабазе Эдвардс. БПЛА успешно поразиk в автономном режиме наземные цели. В пресс-релизе по итогам учений отмечалось взаимосвязь привлечения БПЛА MQ-20 и программы «Скайборг». Известно также о проведении серии совместных испытательных полетов БПЛА MQ-20 и самолета Бичкрафт «Кинг Эйр», имитировавшего истребители 4-го и 5-го поколений. Целью этих полетов, как части программы «Скайборг», была отработка действий в замкнутом контуре «человек – машина». Весной 2023 г. БПЛА MQ-20 продемонстрировал возможность ведения воздушного боя в полуавтономном режиме, связь с аппаратом поддерживалась через низкоорбитальные спутники системы LЕO-SATCOM(Low Earth Orbit SATellite COMmunication).

Ряд публикаций, появившихся в 2023 г., позволяет сделать вывод об интенсивной наработке данных, необходимых для обучения ИИ БПЛА MQ-20 ведению воздушных боев, с участием пилотируемых самолетов как ВВС США, так и частных компаний, таких как «TacAir». Компания «TacAir» располагает довольно большим парком реактивных самолетов и привлекается к учебно-боевой подготовке летчиков ВВС США.

Еще одним БПЛА, способным стать беспилотным ведомым, считается Боинг MQ-28A «Ghost Bat».

Об этом БПЛА, как, впрочем, и о «Валькирии», уже рассказывалось в «АиК № 9.2023) Фирма «Боинг» ведет НИОКР по БПЛА MQ-28A совместно с предприятиями ВПК Австралии. Макет этого БПЛА впервые был продемонстрирован в феврале 2019 г. на Австралийском международном авиашоу, проходившем в аэропорту Авалон, Виктория. Программу финансировало, главным образом, министерство обороны Австралии, все три прототипа были построены на заводе фирмы «Боинг» в г. Брисбен, Куинсленд. Первый полет БПЛА MQ-28A выполнил на австралийском полигоне Вумера 27 февраля 2021 г.
Министерство обороны Австралии в 2022 г. заказало десять БПЛА MQ-28A в серийной конфигурации с поставкой в 2024-2025 гг. Три прототипа остаются собственностью фирмы «Боинг».

Весной 2023 г. были опубликованы первые фотографии БПЛА MQ-28A с гражданской регистрацией «N234MQ», сделанные в США.

Программа ССА (Collaborative Combat Aircraft)

Целью программы «Скайборг» является отработка концепций боевого применения БПЛА в роли «верного ведомого», отработка конструктивно-технологических решений, алгоритмов управления и принятия решений. Результат в виде серийного «железа» реализация данной программы не предусматривает. Такой результат должна дать реализация программы ССА (Collaborative Combat Aircraft). О принципиальной разнице этих двух программ дает представление их бюджет. Если на три проекта, работы по которым ведутся по программе «Скайборг» планируется потратить меньше 100 млн. долларов, то расходы по программе ССА к 2028 г. могут достигнуть 6 млрд.!

О существовании программы ССА стало известно в марте 2023 г., когда командование ВВС США обнародовало планы по закупке до 1000 БПЛА, способных действовать совместно с самолетами.

Программа ССА является составной частью более обширной и амбициозной программы NGАD (Next-Generation Air Dominance). Программу NGАD зачастую сводят к работам по созданию перспективного истребителя 6-го поколения, что в корне неверно. Данная программа имеет исключительно высокий уровень секретности – выше, чем уровень секретности программы разработки стратегического бомбардировщик В-21. Информация по техническим деталям программы NGAD отсутствует напрочь, а вот заявления относительно концепции программы NGAD высокопоставленными представителями ВВС и МО США делались неоднократно, хотя и редко. На чистом английском языке было сказано, что программа NGAD предусматривает разработку и принятие на вооружение ВВС семейства пилотируемых и беспилотных ЛА. ССА – это как раз беспилотная составляющая программы NGAD.

БПЛА ССА описывается как относительно дешевый (в сравнении с пилотируемым истребителем) ЛА с высокой степенью автономности, обеспечиваемой ИИ, оптимизированный для совместных действий с истребителями 5-го и 6-го поколений и обладающий высокой степенью выживаемости в условиях противодействия со стороны сильной ПВО.

Командование ВВС ставит перед собой задачу привести в 2030-е гг. парк тактической авиации к следующему состоянию: 300 пилотируемых истребителей F-35, 200 опционально пилотируемых истребителей NGAD и 1000 БПЛА ССА (из расчета два БПЛА на один пилотируемый истребитель). ВВС США в проекте бюджета на 2024 ф.г. запросили на программу ССА ассигнования в размере 490 млн. долл. (в пять раз больше бюджета программы «Скайборг»), причем 72 млн. долл. из этой суммы предназначено для формирования экспериментального подразделения, задачей которого станет отработка концепций и тактики боевого применения БПЛА ССА а также организационно-штатной структуры строевых частей. Пожелание ВВС конгрессмены, скорее всего, удовлетворят.

В качестве БПЛА ССА, предположительно, будет принят один из аппаратов, разработанных по программе «Скайборг» – скорее всего БПЛА Боинг MQ-28A.

Фирма «Дженерэл Этомикс» видит в качестве БПЛА ССА четыре БПЛА семейства «Гамбит»: разведывательно-ударный (Gambit 1-ISR), БПЛА-истребитель (Gambit 2-Air-to-Air), учебно-тренировочный (Gambit 3-High-Fidelity Trainer) и дальний разведчик (Gambit 4-Combat Recon). БПЛА объединены в одно семейство, хотя их внешний облик и аэродинамика совершенно различны. БПЛА проектируются по модульному принципу вокруг единой для всех четырех аппаратов средней части фюзеляжа с трехопорным убираемым шасси; степень унификации по планеру всех четырех БПЛА достигает 70%.

Работы по БПЛА семейства «Гамбит» находятся на этапе проработки концепции.

Отработка ИИ для БПЛА ССА ведется по программе «Веном» на летающей лаборатории Дженерал Дайнемикс Х-62 «VISTA» (Variable Stability In-flight Simulator Test Aircraft$ модернизированный самолет F-16D). В летающие лаборатории для отработки искусственного интеллекта для БПЛА ССА намечено доработать еще шесть истребителей F-16. Бюджет программы «Веном» на 2024 ф.г. составляет 50 млн. долл.

Другие программы

Фирмы «ВАЕ Системз», «Роллс-Ройс» из Великобритании, итальянская фирма «Леьонардо» и германская «MBDA» в 2022 г. на авиашоу в Фарнборо объявили о начале разработки БПЛА «Темпест». Выполнение первого полета демонстрационным аппаратом ожидается до 2027 г. основным заказчиком БПЛА «Темпест» выступает министерство обороны Великобритании.

БПЛА «Темпест» по своим массогабаритных параметрам, летно-тактическим характеристикам и стоимости будет примерно соответствовать истребителю 6-го поколения, что в целом плохо согласуется с концепцией «лояльного ведомого» - простого и дешевого дополнения к пилотируемым самолетам.

Министерство обороны Великобритании в 2015 г. объявило конкурс на создание легкого автономного БПЛА LANCA (Lightweight Affordable Novel Combat Aircraft). Приоритет у данного конкурса был невысокий, посклльку свои предложения представили британское отделение «Боинг» («Boeing Defense UK», «Blue Bear Systems Research», кооперация фирм «Бомбардье», «Нортроп Грумман» и «Галлен Ленц», объединенная в команду «Москито» (Team Mosquito), представили только в 2019 г. Контракт же суммой 30 млн. фунтов стерлингов на разработку БПЛА «Москито» от «Бомбардье»/«Нортроп Грумман»/«Галлен Ленц» заключили в январе 2021 г. Уже в июле 2022 г. МО Великобритании от разработки БПЛА «Москито» отказалось в польщу создания нового БПЛА в рамках все той же программы LANCA.

Турция объявила о существовании программы разработки БПЛА Байрактар «Кызылельма» (красное яблоко) в 2021 г., но работы по программе MIUS (Muharip İnsansız Uçak Sistemi; боевая беспилотная авиационная система) начались гораздо раньше – в 2013 г. Сборка первого прототипа была завершена в ноябре 2022 г., в декабре прототип выполнил первый полет. Летом 2023 г. был собран второй экземпляр БПЛА «Кызылельма».
В день открытия в Стамбуле выставки «Технофест» 30 апреля 2023 г. первый прототип БПЛА «Кызылельма» выполнил проход во главе строя истребителей F-5E/F пилотажной группы ВВС Турции – ранее подобные демонстрационные полеты не выполнялись ни на одном авиашоу. Необычный совместный летный показ БПЛА и группы пилотируемых самолетов свидетельствует о высокой степени отработки системы управления БПЛА «Кызылельма» даже если беспилотный аппарат выполнял полет не в автономном режиме, а под управлением оператора наземной станции. К середине лета прошлого года прототип выполнил 12 полетов.

Первые два образца БПЛА собраны в дозвуковом варианте «Кызылельма А», силовая установка которого состоит из одного украинского ТРДД АИ-25. На модификациях «Кызылельма В/С» предполагается установка двигателя АИ-322 с форсажной камерой, что обеспечит достижение сверхзвуковых скоростей полета.

БПЛА «Кызылельма» разработан с учетом возможности базирования на УДК ВМС Турции «Анадолу». Основу авиакрыла этого корабля должны были составить истребители F-35B, но США аннулировали контракт на поставку этих самолетов Турции. Выполнение испытательных полетов БПЛА с УДК запланировано на 2025 г.

Основной задачей БПЛА «Кызылельма», согласно информации фирмы «Байрактар», станет ведение воздушных боев в полностью автономном режиме при взаимодействии с перспективным турецким истребителем 5-го поколения TAI KAAN; РЛС с АФАР входит в состав штатного целевого оборудования БПЛА «Кызылельма».

В КНР разработано несколько БПЛА (FH-97A, WZ-8, MD-22, FL-71, GJ-11, «Dark Sword») способных претендовать на статус «верного ведомого». Оба китайских БПЛА FH-97A и ««Dark Sword» впору именовать беспилотными истребителями, поскольку они оптимизированы для ведения воздушных боев, а по своим ЛТХ, весьма вероятно, не только не уступают, но и превосходят пилотируемые аналоги. Остальные аппараты предназначены, главным образом, для выполнения разведывательно-ударных задач в автономном или полуавтономном режимах, в том числе во взаимодействии с пилотируемыми истребителями.

Работы по БПЛА «Dark Sword» с максимальной скоростью полета М=4 велись, насколько известно, с начала 2000-х гг. Концептуальна модель этого БПЛА была представлена на авиасалоне в Чжухае в 2006 г. Первый полет демонстратора состоялся в 2018 г. Текущий статус программы неизвестен. Весьма вероятно, что от дальнейших работ по БПЛА «Dark Sword» отказались в пользу менее амбициозной программы разработки БПЛА FH-97A.

БПЛА FH-97A разработан фирмой «Aerospace Times Feihong Technology Corporation». Впервые аппарат был продемонстрирован осенью 2022 г. на авиакосмическом салоне в Чжухае и представлен как официальный, так сказать, партнер истребителя 5-го поколения J-20. Внешнее сходство БПЛА FH-97A с истребителем J-20 очевидно. FH-97A рассматривается именно ка дополнение к китайскому истребителю 5-го поколения. Одним из главных недостатков (впрочем, как и любого другого истребителя 5-го поколения в конфигурации без внешних подвесок), это ограниченный запас УР воздух-воздух, размещенных на внутренних узлах подвески – четыре УР средней и/или большой дальности, две УР малой дальности. Боекомплекта из четырех ракет для уничтожения воздушной цели высшего приоритета (самолет ДРЛОиУ, самолет-заправщик и пр.) может оказаться недостаточно, поскольку воздушный бой с истребителями сопровождения неизбежен. Отсеки вооружения БПЛА FH-97Aрассчитаны на размещение восьми перспективных малогабаритных УР «воздух-воздух». Один из сценариев боевого применения связки истребителя J-20 и БПЛА FH-97A предполагает отвлечение на себя беспилотным аппаратом истребителей сопровождения (с хорошими шансами на уничтожение этих истребителей) для обеспечения успешной атаки пилотируемым истребителем основного объекта атаки.

Западные обозреватели, согласно устоявшейся за десятилетия традиции, именуют БПЛА FH-97Aклоном БПЛА XQ-58A. Между тем, эти БПЛА весьма различны по конструкции, а достоверная информация даже о составе БРЭО обоих, не говоря о характеристиках бортовой электроники, отсутствует напрочь. БПЛА FH-97A, в отличие от БПЛА XQ-58A, заявлен как сверхзвуковой ЛА.

В октябре 2022 г. китайский телеканал CCTV-7 показал видеоролик совместного полета спарки J-20B и четырех БПЛА Hongdu GJ-11 «Sharp Sword», но в данном случае правильнее вести речь скорее о взаимодействии пилотируемого самолета с «роем дронов», чем с «ведомыми».



Российский БПЛА С-70 также можно отнести к категории «верных ведомых», однако этот аппарат предназначен, как представляется, больше для работы в автономном режиме. По ЛТХ БПЛА С-70 резко выделяется на фоне зарубежных БПЛА, которые принято относить к классу «лояльных ведомых», что, однако, совсем не означает соответствия «Охотника» известному мему «аналогов нет». Просто категория «верный ведомый» достаточно условна, аналоги есть – в США и КНР, но их относят к тяжелым разведывательно-ударным БПЛА.

Источники:

1. https://www.airforce-technology.com/projects/xq-58a-valkyrie-unmanned-aerial-vehicle/?cf-view;

2. https://www.airforce-technology.com/features/uncrewed-ambitions-of-the-loyal-wingman/?cf-view;

3. https://www.airforce-technology.com/news/usafs-skyborg-acs-flies-onboard-mq-20-avenger-tactical-uav/;

4. https://www.defenceconnect.com.au/air/12511-xq-58a-valkyrie-unmanned-combat-vehicle-completes-formation-flight;

5. https://www.ga-asi.com/remotely-piloted-aircraft/predator-c-avenger;

6. https://www.golem.de/news/reichweite-von-930-km-jet-drohne-bayraktar-kizilelma-hebt-zum-erstflug-ab-2212-170547.html;

7. https://baykartech.com/tr/press/bayraktar-kizilelma-havacilik-tarihinde-ilkleri-basardi/;

8. https://aviationweek.com/special-topics/air-dominance/russia-reveals-loyal-wingman-concept;

9. https://www.ga-asi.com/leading-the-way-in-autonomous-collaborative-aircraft;

10. https://www.airforce-technology.com/projects/collaborative-combat-aircraft-cca-usa/?cf-view;