Статьи издательства «Техинформ»

Танки M‑55S на Украине

Помимо относительно современных образцов вооружения и техники, поставляемых западными странами режиму Зеленского, вооруженные силы Украины получают боевые машины, которые никак нельзя отнести к передовым. Тем не менее, они активно эксплуатируются и используются в боях. К ним можно смело отнести и словенский танк M‑55S, являющийся вариантом известного советского среднего Т‑55.

История создания

После распада Югославии на ее территории образовался ряд независимых государств, которые приступили к формированию национальных вооруженных сил на базе инфраструктуры, вооружения и техники бывшей Югославской народной армии (ЮНА). Не стала исключением и Словения: основу ее бронетанковых войск составили около 50 средних танков Т‑55 и 60 основных М‑84, доставшихся ей из арсеналов ЮНА.

Нестабильная военно‑политическая ситуация на Балканах (в том числе боевые действия в Боснии и Хорватии) стимулировала вновь образованное государство к поиску путей повышения боевых возможностей своих вооруженных сил, несмотря на множество экономических и социальных проблем. Ограничения на поставку вооружения и военной техники в зону вооруженного конфликта на территории бывшей Югославии, а также бюджетные ограничения требовали поиска компромиссных вариантов.

Поэтому в середине 1990‑х гг. военно‑политическое руководство Словении приняло решение о комплексной модернизации танков Т‑55 в количестве, достаточном для укомплектования одного танкового батальона. В базовом варианте они уже не соответствовали современным требованиям по совокупности своих тактико‑технических, да и эксплуатационных характеристик. В то же время танки М‑84 (югославский вариант основного танка Т‑72М советской разработки) являлись относительно новыми машинами, имевшими гораздо более высокие боевые возможности.

Модернизация Т-55 должна была проводиться словенскими и зарубежными компаниями. Словения имела достаточно развитую промышленность (в том числе машиностроительную): на словенскую копанию Fotona возложили разработку прицелов командира и наводчика, а также перископического прибора наблюдения механика‑водителя.

В качестве партнеров выбрали израильскую компанию Elbit и ряд других фирм Израиля (Israel Military Industries, Elop и др.). Сотрудничество с ними обеспечивало доступ к современным технологиям, тем более что израильтяне приобрели существенный опыт модернизации советской бронетехники, предлагали комплексные решения в вопросе контрактов на поставку, ремонт и модернизацию техники и вооружения, а также придерживались гибкой ценовой политики при сохранении конфиденциальности. Все работы по модернизации проводились на словенском предприятии Stroji in Tehnoloska Oprema d.o.o.

Итогом данной программы стал средний танк M‑55S, приближенный по своим характеристикам к основным танкам.
Особенности модернизации

Улучшение боевых характеристик танка Т‑55 проводилось по ключевым направлениям – защищенность, огневая мощь и подвижность. 100‑мм танковую пушку заменили 105‑мм танковой пушкой, выпускавшейся в Израиле по лицензии. Она оснащалась электрическим спуском и теплоизоляционным кожухом (производился и поставлялся израильской компанией Vidco); откат был уменьшен с 570 до 520 мм по сравнению с советской 100‑мм танковой пушкой. В Словению поставлялись 105‑мм выстрелы M156 (HESH), M152/3 (HEATFS) и M426 (APFSDS) израильского производства. Боекомплект уменьшился с 43 до 39 выстрелов.

Наводчик получил новый прицел словенского производства Fotona SGS‑55T, оснащенный встроенным лазерным дальномером и стабилизированный в двух плоскостях, командир – прицел Fotona COMTOS‑55 с независимой стабилизацией поля зрения, позволяющий ему самостоятельно обнаруживать цели и вести по ним огонь. «Ночные» каналы прицелов и приборов наблюдения выполнены на основе приборов ночного видения второго поколения, работающих по принципу усиления изображения без необходимости подсветки цели в инфракрасном диапазоне. Кроме того, на танке установили электронный баллистический вычислитель (ЭБВ) FCC‑55T и комплект датчиков баллистических параметров.

При ведении огня из неподвижного танка по движущейся цели наводчик выбирает тип боеприпаса, производит замер дальности до цели лазерным дальномером, ЭБВ рассчитывает необходимые параметры ведения огня в соответствии с выбранным типом боеприпаса, после чего производится выстрел. При ведении огня из движущегося танка по движущейся цели наводчик сопровождает цель в течение нескольких секунд для обеспечения расчета ЭБВ углов наведения. Система управления огнем (СУО) обеспечивает командиру возможность при необходимости перехватить управление у наводчика, однако прицелы наводчика и командира связаны друг с другом и ЭБВ, соответственно, командир танка может использовать своей прицел для быстрого целеуказания наводчику.

Вспомогательное вооружении представлено спаренным с пушкой 7,62‑мм пулеметом ПКТ и 12,7‑мм зенитным ДШКТ с боекомплектом 1200 и 360 патронов соответственно (прорабатывался вариант монтажа на люках в крыше башни двух установок с 7,62‑мм пулеметами). Дополнительное вооружение включает два блока по шесть гранатометов IS‑6 для отстрела дымовых гранат CL‑3030 (основной дымообразующий компонент – белый фосфор) израильской компании Israeli Military Industries, устанавливавшихся по шесть пусковых в каждом. Блоки разместили с левой и правой стороны башни. Пуск гранат осуществляется на дальность 40–60 м; две гранаты обеспечивают постановку дымовой завесы размером 70 м по фронту и до 10 м в высоту. При слабом ветре дымовая завеса держится до 2 мин.

Защищенность танка повысили за счет установки элементов динамической защиты Super Blazer израильской компании Rafael Co. – усовершенствованного варианта защиты Blazer, использовавшейся при модернизации танков Centurion вооруженных сил Израиля. Комплект Super Blazer состоит из элементов пассивной и динамической защиты, крепящихся на бонки корпуса и на специальные рамы на башне. Первая представляет собой комбинацию различных материалов (сталь, резина, керамика), элементы динамической защиты содержат взрывчатое вещество. Такое сочетание обеспечивает защиту как от бронебойных, так и от кумулятивных боеприпасов, включая снаряды, реактивные противотанковые гранаты и ПТУР.

На танке M‑55S модули дополнительного бронирования расположили на лобовой части и бортах башни, лобовой бронеплите корпуса и по бортам корпуса, включая бортовые модули, защищающие погон башни. Общий вес защиты составляет около 2 т.

Согласно данным зарубежной печати, усиленное бронирование обеспечивает защиту танка от поражения одиночной гранатой ПГ‑7 в передней полусфере в пределах 50° влево и вправо от продольной оси, а при поражении ПТУР противотанковых ракетных комплексов HOT и TOW – в пределах 40° и 30° соответственно.

Модернизированный танк получил систему обнаружения и предупреждения о лазерном облучении LIRD‑3A (Laser IRradiation Detector and Warner), разработанную и выпускавшуюся компанией Fotona. Она включает датчик обнаружения лазерного облучения, установленный на крыше башни, систему предупреждения экипажа и блок управления. Система обеспечивает обнаружение излучения в пределах 360° в горизонтальной плоскости и ‑20/+60° – в вертикальной.

LIRD‑3А связана с блоком управления дымовыми гранатометами и при необходимости обеспечивает постановку завесы для создания помех работе лазерных дальномеров или срыва наведения ПТУР по лазерному лучу. Данная система работает в ручном или автоматическом режимах – в последнем случае гранаты выстреливаются автоматически, даже если экипаж находится вне танка.

Живучесть танка повысили благодаря установке системы противопожарного оборудования корпорации Spectronics Co. (США). В моторно‑трансмиссионном и боевом отделениях расположили оптические датчики, баллоны с газом Halon 1301 и блок управления, обеспечивающий работу системы в ручном или автоматическом режимах. Время реакции системы – от 5 до 500 миллисекунд.

Двигатель и трансмиссия остались прежними. Механик‑водитель получил гидравлические приводы управления, новую информационную панель (щиток), на которую выводятся основные параметры работы двигателя, и комбинированный дневной/ночной прибор наблюдения CODRIS компании Fotona. Поле зрения CODRIS в дневном режиме составляет 80°, в ночном – 78°, смена режимов производится при помощи переключателя. Поскольку по габаритам CODRIS превосходит штатный прибор наблюдения механика‑водителя танка Т‑55, его установка потребовала проведения механической обработки верхней части корпуса.

В конструкции ходовой части применили элементы ходовой части танка М‑84. На M‑55S установили по четыре поддерживающих ролика на борт и гусеницу с улучшенными эксплуатационными характеристиками шириной 580 мм, что обеспечило повышение плавности хода. Новые элементы ходовой части выпускались словенской компанией STO.

Повышение командной управляемости обеспечила новая система связи, включающая радиостанцию CNR‑900 израильской компании Tadiran, аппаратуру внутренней связи VIC‑1, а также телефон для связи с экипажем, смонтированный снаружи кормовой части корпуса справа.

Экипаж получил новые танковые шлемы с разъемом, обеспечивающим подключение к системе внешней или внутренней связи, а также с микрофонами со встроенной системой подавления шума. Шлем состоит из мягкой внутренней части и наружной, обеспечивающей баллистическую защиту от осколков.

В связи с ограниченным внутренним объемом боевого отделения радиостанцию разместили в бронированном кожухе, который выполнен снаружи в кормовой части башни. В процессе модернизации в корме башни прорезали отверстие размером около 350×250 мм, к его краям и приваривали броневой кожух.

В связи с установкой элементов дополнительной защиты все оборудование, устанавливавшееся в передней части корпуса и башни, перенесли в кормовой ящик.

Для передвижения в соответствии с общеевропейскими правилами дорожного движения новый танк получил новые фары, указатели поворота и проблесковый маячок оранжевого цвета, который монтируется на крыше башни (используется при движении по дорогам общего назначения в мирное время).

Для командиров взводов, рот и командира батальона была разработана командирская версия M-55S, отличавшаяся от линейного танка наличием двух радиостанций CNR‑900 вместо одной; они монтировались в броневом кожухе в корме башни одна над другой.

На базе M‑55S создали учебный танк M‑55USP, предназначенный для подготовки механиков‑водителей. На месте башни установили неподвижную рубку, в которой размещался инструктор; в ней выполнили семь смотровых окон, а в корме оборудовали люк‑лаз, также оснащенный смотровым окном. Масса M‑55USP составила 35 000 кг.

Реализация программы модернизации средних танков обошлась в целом в 52 млн евро и заняла 7 лет: последние машины передали вооруженным силам Словении в 2001 г. Все M‑55S свели в один батальон, но прослужили они недолго – уже в 2006 г. их вывели из боевого состава и поставили на хранение. В дальнейшем эти танки предлагались зарубежным покупателям, однако удалось продать лишь одну машину на аукционе в 2016 г. по стартовой цене 820 тыс. евро. Остальные M‑55S оставались на хранении.

Краткие тактикотехнические характеристики танка M55S

Длина, мм: 9900

Ширина, мм: 3500

Высота по крыше башни, мм: 2390

Масса снаряженного танка, кг: 38 000

Экипаж, чел.: 4

Запас хода, км: 420

Вооружение: 105 мм танковая пушка, 12,7 мм зенитный пулемет ДШК, 7,62 мм пулемет, спаренный с пушкой

Боекомплект, шт: 105‑мм унитарных выстрелов – 39; 12,7‑мм патронов – 360; 7,62‑мм патронов – 1200

Средства связи: радиостанция CNR900

На Украине

Активные меры, предпринятые государствами‑членами НАТО и рядом прочих стран Европы по оказанию военной помощи вооруженным силам Украины (ВСУ) после начала специальной военной операции (СВО) России, заставили изыскивать все возможные ресурсы и источники поставок. В этом момент Словения в очередной раз предприняла попытку избавиться от ненужных танков, заодно получив определенную выгоду.

После предварительных переговоров, проводившихся весной–летом 2022 г., в сентябре того же года Словения заключила с Германией соглашение об обмене 28 остававшихся на хранении M‑55S на 40 грузовых автомобилей Rheinmetall MAN HX 8×8 военного назначения. Танки должны были поставляться на Украину из Словении, но о проведении каких‑либо работ по приведению в боеготовое состояние машин, длительное время находившихся на хранении, не сообщалось.

По информации зарубежных СМИ, M‑55S поступили в ВСУ в конце октября 2022 г.: ими укомплектовали танковый батальон 47‑й механизированной бригады сухопутных войск, которая также получила американские БМП M2A2 ODS. На Украине танки прошли техническую подготовку и доработку с целью повышения защищенности. Некоторые машины получили блоки динамической защиты советского производства, размещенные на экранах по бортам корпуса, прикрывающие чуть более половины его длины до верхней части опорных катков; далее корпус прикрывается противокумулятивными решетками.

M‑55S предполагалось задействовать в контрнаступлении ВСУ летом 2023 г. Танковый батальон, оснащенный этими танками, на протяжении нескольких месяцев проходил боевую подготовку совместно с механизированными батальонами, укомплектованными БМП M2A2 ODS.
Однако опыт боевых действий конца 2022 – начала 2023 г. однозначно продемонстрировал, что активное внедрение российскими войсками новых форм борьбы с бронетанковой техникой, включая применение более совершенных боеприпасов (в том числе высокоточных), совершенствование систем боевого управления и разведки, использование новых тактических приемов не оставляли танкам M‑55S шансов на успешное выполнение поставленных перед ними задач при ведении наступательных действий.

Как следствие, 47‑я механизированная бригада в летнем контрнаступлении использовала свои механизированные батальоны на БМП M2A2 ODS совместно с танками Leopard‑2A4. Танковый батальон на М‑55S задействовали в составе 67‑й механизированной бригады ВСУ, при этом уже в первые дни их участия в боевых действиях несколько единиц были уничтожены и повреждены российской артиллерией. По сообщениям зарубежной прессы, украинская сторона, в полной мере осознавая уязвимость этих танков на поле боя, использовала их преимущественно как мобильное средство огневой поддержки бронегрупп, атаковавших российские опорные пункты на БТР и БМП.

Таким образом, поставка Украине танков M‑55S не сыграла какой‑либо существенной роли в летнем контрнаступлении ВСУ, да и не могла сыграть. Если в середине 1990‑х гг. проведенная модернизация повысила боевые возможности этих машин, то 30 лет спустя они уже явно устарели и не отвечают требованиям современного боя. n
В статье использованы фото из архива автора и общедоступной сети Интернет.

Литература и источники

1. Iztok Kočevar. Oklep na Slovenskem Zbirka Slovenska vojaška zgodovina. – Defensor, 2008.

2. Официальные сайты РИА Новости, Известия, Телеканал Звезда.

3. Telegram каналы: официальный канал МО РФ / t.me/mod_Russia; РИА Новости / t.me/rian_ru; Телеканал Звезда Центр анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) / t/me/ bmpd; Военный корреспондент Комсомольской правды Александр Коц / t.me/sashakots; t.me/ lost_armour.
2024-07-30 10:32