Статьи издательства «Техинформ»

Береговой «Редут»



Памяти Ростислава Ангельского посвящается
В этой статье мы продолжаем рассказ о развитии отечественных береговых ПКРК, начатый Ростиславом Ангельским в предыдущих номерах нашего журнала.

Как возводили «Редут»
Подвижный береговой противокорабельный ракетный комплекс второго поколения 4К44Б «Редут» разрабатывался под руководством В.Н. Челомея в ОКБ-52 (ныне – АО «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения») в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 16 августа 1960 г. При определении его технического облика широко использовался опыт создания для Сухопутных войск мобильного комплекса оперативного назначения С-5 с ракетой П-5 (см. «ТиВ» №12/2020 г.). Основу нового комплекса составила сверхзвуковая противокорабельная ракета (ПКР) П-35 (4К44), которая получила индекс П-35Б.

Напомним вкратце историю ракеты П-35. При ее создании ОКБ-52 ставилась задача уменьшить габариты и вес изделия по сравнению с ПКР П-5. Это определялось исходя из условий размещения на кораблях класса «эсминец». Решению этой задачи способствовало оговоренное в требованиях флота уменьшение веса боевой части, что позволило укоротить ее на 0,5 м. Спроектированная в ГСКБ-47 боевая часть при весе 560 кг оснащалась 405 кг взрывчатого вещества и имела длину 0,95 м при диаметре 0,69 м. Умеренные требования по максимальной дальности позволили сократить запасы топлива. Однако для хотя бы частичного выполнения поставленного ограничения по длине (не более 9,5 м) ОКБ-300 (ныне Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз» – ОАО АМНТК «Союз») под руководством С.К. Туманского потребовалось подготовить для ракеты новый двигатель КР-7-300, который при тяге в наземных условиях 2,1 т, примерно равной применяемому на П-5 и П-6 КРД-26, был короче на 0,5 м.


Противокорабельная ракета П-35.

Кроме того, к П-35 предъявлялись более высокие требования по скорости полета, чем к П-6. При близких массогеометрических характеристиках, обводах ракет и тяговых параметрах двигателей в наземных условиях в распоряжении конструкторов оставался еще один инструмент повышения скорости — обеспечение более благоприятных условий работы на больших скоростях путем снижения потерь давления на входе в воздухозаборник за счет применения полуконического центрального тела. Присутствие этого конструктивного элемента стало основным отличием внешнего облика П-35 от П-6.
Разработку системы управления (СУ) в целом в НИИ-10 (позднее ВНИИРЭ – НПО «Альтаир») возглавил К.А. Петров (после его кончины — А.С. Миронов), бортовой аппаратуры «Блок» и корабельной «Бином» — Л.Е. Хазанов. При этом использовались результаты ранее выполненных в НИИ-10 проработок по системе «Вектор», предназначавшейся для усовершенствованного варианта «оморяченной» «Кометы» — комплекса «Стрела».

Бортовая радиотехническая аппаратура обеспечивала прием и исполнение команд радиоуправления со стреляющего корабля, обзор поверхности моря в секторе ±40°, трансляцию полученного радиолокационного изображения на корабль, захват назначенной с корабля цели и ее автосопровождение, выдачу сигналов на канал автоответчика. Кроме этой системы в состав бортовой аппаратуры «Блок» входили и другие компоненты, в том числе автопилот АПЛИ-1 и радиовысотомер РВ-6В.
В конечном счете длину П-35 удалось уменьшить примерно на 1 м по сравнению с П-5 и П-6 – до 9,8 м. Диаметр фюзеляжа равнялся 0,86 м, размах крыла — 2,67 м при стреловидности по 1/4 хорды 65°. Стартовый вес ракеты – 4,2 т, вес со сброшенными ускорителями — 3,8 т.

Ракета оснащалась стартовым агрегатом с двумя двигателями СПРД-38, развивающим суммарную тягу 60 т при времени работы 1,2–1,55 с.

Общий вид противокорабельной ракеты П-35.

После старта ракета набирала установленное перед пуском заданное значение высоты полета (400, 4000 или 7000 м), поддерживаемое по данным баровысотомера. Наведение на цель могло осуществляться как по известным координатам ракеты и цели, так и при работающем радиолокационном визире по относительным координатам ракеты и цели. После стробирования по дальности, выбора и захвата цели на уверенное автосопровождение головкой самонаведения ракета постепенно снижалась и переходила в горизонтальный полет на высоте 100 м. При отказе радиовысотомера сближение с целью осуществлялось на высоте 400 м, поддерживаемой по баровысотомеру. При высоте автономного полета 400 м снижение вообще не предусматривалось.
Начиная с захвата цели на автосопровождение, головка самонаведения (ГСН) выдавала команды для наведения только в горизонтальной плоскости, а на конечном участке полета ракета переходила к самонаведению в обеих плоскостях.

При стрельбе по береговой цели участок снижения не предполагался. Радиовизир не включался, а ракета удерживалась на удалении не более 300 м относительно плоскости направления на цель посредством радиокомандного наведения с корабля. При подходе к цели по команде с корабля ракета переходила в пикирование под углом 60°.
В 1958 г. были готовы рабочие чертежи, а на заводе №642 собрали два бросковых макета. С 21 октября 1959 г. до конца года в подмосковном Фаустово провели два бросовых испытания, а в следующем году испытания с наземной пусковой установки продолжились на полигоне Капустин Яр. До марта состоялись еще три пуска ракет без радиотехнической аппаратуры, но с новым автопилотом АПЛИ-1. В ходе летных испытаний была достигнута скорость, соответствующая М = 1,54.


Опытная самоходная пусковая установка СПУ-35 на шасси ЗИЛ-135М.

После завершения испытаний постановлением от 7 августа 1962 г. комплекс приняли на вооружение. При этом были определены: диапазон дальностей – от 25 до 250 км, скорость полета – 1400 км/ч на завершающем участке полета на высоте 100 м, дальность обнаружения цели радиолокационным визиром – 80–120 км. Захват цели на автосопровождение головкой самонаведения производился на дальностях 35–40 км. В дальнейшем были выявлены возможности расширения боевых качеств комплекса. В частности, максимальная дальность была увеличена до 250–300 км.

В комплекс входили корабельная система управления «Бином-Блок», береговой вариант «Скала-Блок», размещаемый в подвижных КУНГах и специальных транспортных средствах, и береговой вариант «Утес-Блок» – в стационарных береговых укрытиях. Главной задачей комплекса было поражение надводных кораблей противника за пределами радиогоризонта. Для возможности избирательного поражения цели в СУ был реализован принцип телеуправления.

ПКР П-35 оснащалась фугасной боевой частью массой примерно 1000 кг, однако модификация П-35Б могла снаряжаться и специальной боевой частью мощностью 350 кт. В этом случае комплекс мог эффективно уничтожать авианосные группировки противника. К этому надо добавить, что береговой комплекс «Редут» может принимать сигналы целеуказания с самолетов Ту‑95Д, Ту-16Д и вертолетов Ка-25Ц.

Самоходная пусковая установка (СПУ) была создана весной 1962 г. на базе четырехосного колесного шасси ЗИЛ-135М с колесной формулой 8×8 (дальнейшее развитие конструкции ЗИЛ-135К). Меньшая длина ракеты П-35 по сравнению с П-5 позволила дополнительно разместить позади кабины бункер с оборудованием, что и стало наиболее явным отличием новой установки от сухопутной 2П30 комплекса С-5. Собрали два опытных образца СПУ-35.

Серийный выпуск шасси был организован на Брянском автозаводе. БАЗ-135МБ (8×8) вместо двух бензиновых двигателей получило один дизель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с., механическую коробку передач и межбортовой дифференциальный редуктор, распределяющий крутящий момент на колеса каждого борта. При этом общая масса подвижной установки с ракетой снизилась с 21 до 18 т. СПУ-35 передвигалась по шоссе со скоростью 40 км/ч и имела запас хода по топливу 500 км. Боевой расчет установки состоял из 5 чел.

Комплексы «Редут» на учениях Советской армии.

Летные испытания модификации П‑35Б берегового ракетного комплекса начались на Каспии. С августа 1963 г. по сентябрь 1966 г. выполнили 24 пуска, в том числе впервые в ВМФ с управлением стартом непосредственно из кабины СПУ. После проведения всего комплекса испытаний и проведения необходимых доработок береговой противокорабельный оперативно-тактический ракетный комплекс 4К44Б «Редут» в августе 1966 г. приняли на вооружение Постановлением Совета Министров СССР. В министерстве обороны США он получил обозначение SSC-1B (Surface-to-Surface Cruise Type 1 B variant), обозначение НАТО – Sepal (чашелистник).

Комплекс «Редут» включает самоходную пусковую установку СПУ-35Б, ракеты П-35Б (3М44), машины системы управления 4Р45 «Скала», буксируемую РЛС (как правило «Мыс» различных модификаций) и транспортно-заряжающие машины (ТЗМ). Организационно дивизион ПКРК «Редут» состоял из двух стартовых батарей по четыре СПУ-35Б с ракетой П‑35Б в каждой, четырех ТЗМ на шасси ЗиЛ‑157Б или Урал‑375, батареи управления, технической батареи и подразделений обеспечения.
На Черном море первым П-35 освоил 51-й отдельный береговой ракетный полк (обрп), первоначально предназначенный для применения «Сопки», но так и не приступивший к ее эксплуатации. Летом 1962 г. полк перевели на Каспий, где он проводил испытания техники комплекса «Редут». В 1967 г. полк возвратился с Каспия на Черное море. Спустя два года были поставлены штатные СПУ-35Б, через год поступили радиотехнические средства. В 1971 г. прошли первые зачетные стрельбы. Стартовые позиции были оборудованы не только в Крыму, но и в Болгарии, откуда ракетным огнем перекрывался район Черноморских проливов.

После распада СССР подвижные комплексы были перебазированы на Черноморское побережье Кавказа, где в составе Новороссийской Военно-морской базы сформировали отдельный береговой ракетный полк.

На Балтийском флоте ПКРК «Редут» поступил в 1972 г. в 10-й обрп. Полк был переименован в 1216-й отдельный береговой ракетный дивизион (обрдн), однако 1 ноября 1974 г. его переформировали в 844‑й обрп.

На Северном флоте 501-й обрп, дислоцировавшийся на полуострове Рыбачий, получил ПКРК «Редут» в 1971–1974 гг.

На Тихом океане 528-й обрп в Приморье и 21-й обрп на Камчатке, имевшие ПКРК «Сопка», также перевооружили на новую технику. Кроме того, в 1974 и 1978 гг. на Сахалине и в Приморье сформировали, соответственно, 648-й и 482-й отдельные береговые ракетные полки. На базе 648-го полка в 1990 г. создали 451-ю отдельную ракетно-артиллерийскую бригаду. Входящие в ее состав 1036-й и 789-й отдельные ракетные дивизионы размещены на Сахалине и на входящем в Курильскую гряду острове Симушир.


По данным на 1988 г., на вооружении отечественного ВМФ состояло следующее количество ПКРК «Редут»:
- на Балтийском флоте – шесть ракетных дивизионов;
- на Черноморском флоте – пять ракетных дивизионов;
- на Северном флоте – три ракетных дивизиона.
- на Тихоокеанском флоте – пять ракетных дивизионов.


Алгоритм работы подвижного ПКРК «Редут» выглядел следующим образом. По соответствующей команде на технической позиции производилась подготовка и заряжание СПУ. Затем пусковые установки и другие машины комплекса выдвигались на указанный огневой рубеж на обороняемом побережье. Время перехода комплекса из походного положения в боевое составляло около 1,5 ч. Боевой расчет СПУ на позиции устанавливал транспортно-пусковой контейнер в боевое положение, т.е. придавал ему угол возвышения 20°. РЛС обнаружения целей комплекса вела разведку и после обнаружения цели передавала ее координаты на пункт управления. Там производилась ее идентификация с помощью системы «свой–чужой» и осуществлялось сопровождение.
Система управления выбирала оптимальную для стрельбы СПУ и выдавала команду на пуск ракеты. При этом начинали работу маршевый ТРД и два стартовых РДТТ, обеспечивающие в течение 2 с разгон ракеты до необходимой полетной скорости и высоты. После выхода ПКР из транспортно-пускового контейнера раскрывалось крыло. После выработки топлива стартовые РДТТ сбрасывались, ракета с работающим маршевым ТРД снижалась на высоту маршевого полета. Инерциальная система управления поддерживала заданную высоту, скорость и направление полета.

Пуск ПКР П-35Б противокорабельного комплекса «Редут».

В районе цели включался активный радиолокационный визир. Ракета передавала на пульт оператора радиолокационную картину цели. Оператор назначал цель, ГСН производила захват цели и наведение на нее. Фугасная боевая часть ракеты инициировалась взрывателем после попадания в цель.

В 1974 г. на базе ПКР П-35Б комплекса «Редут» началась разработка модернизированной ракеты комплекса 3М44 «Прогресс». Модернизация базового изделия была направлена на повышение боевой эффективности за счет совершенствования системы управления при сохранении внешнего облика и основных систем. Комплекс с ПКР 3М44 «Прогресс» предназначен для поражения ударных группировок, крейсеров, эсминцев, десантных кораблей и крупных транспортов противника.

Основным новшеством в 3М44 стала бортовая система наведения с повышенными помехозащищенностью и избирательностью. Для ракеты разработали новые агрегаты бортового электрооборудования и стартовый агрегат, обеспечивающие лучшие эксплуатационные характеристики. В 3М44 реализован автоматический перевод ракеты в режим автономного поиска и выбора цели при отсутствии команд с носителя. Кроме того, повышены скрытность и неуязвимость ПКР при подходе к цели благодаря увеличению протяженности конечного участка траектории (с 20 км до 50 км) и снижению высоты полета на этом участке (со 100–120 м до 20–40 м). Дальность стрельбы возросла с 270 до 460 км. Кроме того, появилась возможность увеличить количество ракет в залпе до 16 при стрельбе с нескольких носителей.

После государственных испытаний в 1976–1977 гг. комплекс «Прогресс» был рекомендован к принятию на вооружение кораблей проектов 58 и 1134, а также береговых противокорабельных ракетных комплексов «Редут» и «Утес». Официально ПКР «Прогресс» приняли на вооружение в 1982 г. Производство этих ракет для береговых комплексов велось с 1982 по 1987 г.

По данным СМИ, ПКРК «Редут» в 2016 г. все еще находились на вооружении отечественного ВМФ.

Комплекс «Редут» на учениях по отработке стрельбы по надводной мишени, сентябрь 2011 г. (фото В. Савицкого)

Данные о поставках комплекса «Редут» за рубеж весьма противоречивы. Дело в том, что применявшаяся в комплексе ракета П-35 и ее модернизированный вариант были основным оружием ракетных крейсеров пр. 58 и 1134, считались секретными и не подлежащими экспорту за рубеж. Доподлинно известно, что в мае 1979 г. такие комплексы в варианте «Редут-Э» с ПКР П‑35БЭ поступили на вооружение ракетного полка болгарского флота, который ранее эксплуатировал комплексы «Сопка». Уже в 1981 г. болгары получили более совершенный комплекс «Рубеж».


Ракетные стрельбы комплексов «Редут» в ходе учений Тихоокеанского флота на юго-восточном побережье о. Сахалин, 6 июля 2012 г.

Факты реального боевого применения комплекса «Редут» неизвестны. Однако 24 апреля 2000 г., когда мобильный комплекс 854-го БРП ЧФ проводил учебные пуски с мыса Херсонес, ракета «Прогресс» в инертном снаряжении настигла украинский теплоход «Верещагино» в 30 милях от Донузлава. Попав в надстройку, она разнесла санузел при капитанской каюте. На счастье, капитан В.В. Коржов в этот момент обедал, как и большая часть экипажа. К сожалению, один моряк все-таки был ранен осколками. Сквозная (от борта до борта) пробоина в надстройке имела столь характерные очертания, что четко указывала на виновников происшествия. Впрочем, командование Черноморского флота формально не было виновато: еще дней за десять оно оповестило об учебных пусках украинский центр навигации.

Некоторые итоги

При поступлении на вооружение ПКР комплекса «Редут» имела мощную боевую часть и высокую сверхзвуковую маршевую скорость полета, что увеличивало вероятность поражения (прорыва через зону ПВО противника) цели одной ракетой или группой ракет, запущенных залпом с нескольких СПУ. Позднее эти ПКРК получили ракету 3М44 «Прогресс» с улучшенными ТТХ. Благодаря большой дальности стрельбы, батарея комплекса «Редут» при внешнем целеуказании может прикрывать побережье протяженностью в несколько сот километров. Мощная фугасная или специальная боевая часть позволяет вывести из строя одной ракетой корабль любого класса или даже целую группировку кораблей противника.

В то же время «Редут» не был лишен недостатков, которые учли при создании ПКРК следующих поколений. П-35Б (затем и 3М44) имела относительно большие размеры и массу, из-за чего СПУ могла нести лишь одну ракету. Самоходная пусковая установка не являлась автономной и не могла самостоятельно вести разведку, обнаружение и обстрел цели. Время развертывания комплекса на боевой позиции было довольно велико – 1,5 ч и более. Наконец, большая дальность полета ракеты создавала проблемы с целеуказанием.

В статье использованы фото из архива автора, Р. Ангельского, Р. Данилова, М. Лисова, С. Пальцева, В. Савицкого, а также пресс-службы Восточного военного округа.

Литература и источники

1.        Асанин В. Ракеты отечественного флота // Техника и вооружение. – 2007, №7.
2.        Карпенко А.В. Российское ракетное оружие 1943–1993. – СПб.: Пика, 1993.
3.        Карпенко А.В. Береговые ракетные комплексы ВМФ // Военный Парад. – 1997, №2.
4.        Петров А.М. и др. Оружие Российского флота. – СПб.: Судостроение, 1996.
5.        Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945–1991. – СПб.: Историческое морское общество, 1996.
6.        Береговой противокорабельный ракетный комплекс «Редут» / Военно-технический сборник «Бастион: http://bastion-karpenko.narod.ru/Redut_RK.html.
7.        Информационное агентство «Оружие России» / http://www.arms-expo.ru/.