Памяти Ростислава Ангельского посвящается
В этой статье мы продолжаем рассказ о развитии отечественных береговых ПКРК, начатый Ростиславом Ангельским в предыдущих номерах нашего журнала.
Как возводили «Редут»
Подвижный береговой противокорабельный ракетный комплекс второго поколения 4К44Б «Редут» разрабатывался под руководством В.Н. Челомея в ОКБ-52 (ныне – АО «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения») в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 16 августа 1960 г. При определении его технического облика широко использовался опыт создания для Сухопутных войск мобильного комплекса оперативного назначения С-5 с ракетой П-5 (см. «ТиВ» №12/2020 г.). Основу нового комплекса составила сверхзвуковая противокорабельная ракета (ПКР) П-35 (4К44), которая получила индекс П-35Б.
Напомним вкратце историю ракеты П-35. При ее создании ОКБ-52 ставилась задача уменьшить габариты и вес изделия по сравнению с ПКР П-5. Это определялось исходя из условий размещения на кораблях класса «эсминец». Решению этой задачи способствовало оговоренное в требованиях флота уменьшение веса боевой части, что позволило укоротить ее на 0,5 м. Спроектированная в ГСКБ-47 боевая часть при весе 560 кг оснащалась 405 кг взрывчатого вещества и имела длину 0,95 м при диаметре 0,69 м. Умеренные требования по максимальной дальности позволили сократить запасы топлива. Однако для хотя бы частичного выполнения поставленного ограничения по длине (не более 9,5 м) ОКБ-300 (ныне Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз» – ОАО АМНТК «Союз») под руководством С.К. Туманского потребовалось подготовить для ракеты новый двигатель КР-7-300, который при тяге в наземных условиях 2,1 т, примерно равной применяемому на П-5 и П-6 КРД-26, был короче на 0,5 м.

Кроме того, к П-35 предъявлялись более высокие требования по скорости полета, чем к П-6. При близких массогеометрических характеристиках, обводах ракет и тяговых параметрах двигателей в наземных условиях в распоряжении конструкторов оставался еще один инструмент повышения скорости — обеспечение более благоприятных условий работы на больших скоростях путем снижения потерь давления на входе в воздухозаборник за счет применения полуконического центрального тела. Присутствие этого конструктивного элемента стало основным отличием внешнего облика П-35 от П-6.
Разработку системы управления (СУ) в целом в НИИ-10 (позднее ВНИИРЭ – НПО «Альтаир») возглавил К.А. Петров (после его кончины — А.С. Миронов), бортовой аппаратуры «Блок» и корабельной «Бином» — Л.Е. Хазанов. При этом использовались результаты ранее выполненных в НИИ-10 проработок по системе «Вектор», предназначавшейся для усовершенствованного варианта «оморяченной» «Кометы» — комплекса «Стрела».
Бортовая радиотехническая аппаратура обеспечивала прием и исполнение команд радиоуправления со стреляющего корабля, обзор поверхности моря в секторе ±40°, трансляцию полученного радиолокационного изображения на корабль, захват назначенной с корабля цели и ее автосопровождение, выдачу сигналов на канал автоответчика. Кроме этой системы в состав бортовой аппаратуры «Блок» входили и другие компоненты, в том числе автопилот АПЛИ-1 и радиовысотомер РВ-6В.
В конечном счете длину П-35 удалось уменьшить примерно на 1 м по сравнению с П-5 и П-6 – до 9,8 м. Диаметр фюзеляжа равнялся 0,86 м, размах крыла — 2,67 м при стреловидности по 1/4 хорды 65°. Стартовый вес ракеты – 4,2 т, вес со сброшенными ускорителями — 3,8 т.
Ракета оснащалась стартовым агрегатом с двумя двигателями СПРД-38, развивающим суммарную тягу 60 т при времени работы 1,2–1,55 с.

После старта ракета набирала установленное перед пуском заданное значение высоты полета (400, 4000 или 7000 м), поддерживаемое по данным баровысотомера. Наведение на цель могло осуществляться как по известным координатам ракеты и цели, так и при работающем радиолокационном визире по относительным координатам ракеты и цели. После стробирования по дальности, выбора и захвата цели на уверенное автосопровождение головкой самонаведения ракета постепенно снижалась и переходила в горизонтальный полет на высоте 100 м. При отказе радиовысотомера сближение с целью осуществлялось на высоте 400 м, поддерживаемой по баровысотомеру. При высоте автономного полета 400 м снижение вообще не предусматривалось.
Начиная с захвата цели на автосопровождение, головка самонаведения (ГСН) выдавала команды для наведения только в горизонтальной плоскости, а на конечном участке полета ракета переходила к самонаведению в обеих плоскостях.
При стрельбе по береговой цели участок снижения не предполагался. Радиовизир не включался, а ракета удерживалась на удалении не более 300 м относительно плоскости направления на цель посредством радиокомандного наведения с корабля. При подходе к цели по команде с корабля ракета переходила в пикирование под углом 60°.
В 1958 г. были готовы рабочие чертежи, а на заводе №642 собрали два бросковых макета. С 21 октября 1959 г. до конца года в подмосковном Фаустово провели два бросовых испытания, а в следующем году испытания с наземной пусковой установки продолжились на полигоне Капустин Яр. До марта состоялись еще три пуска ракет без радиотехнической аппаратуры, но с новым автопилотом АПЛИ-1. В ходе летных испытаний была достигнута скорость, соответствующая М = 1,54.

После завершения испытаний постановлением от 7 августа 1962 г. комплекс приняли на вооружение. При этом были определены: диапазон дальностей – от 25 до 250 км, скорость полета – 1400 км/ч на завершающем участке полета на высоте 100 м, дальность обнаружения цели радиолокационным визиром – 80–120 км. Захват цели на автосопровождение головкой самонаведения производился на дальностях 35–40 км. В дальнейшем были выявлены возможности расширения боевых качеств комплекса. В частности, максимальная дальность была увеличена до 250–300 км.
В комплекс входили корабельная система управления «Бином-Блок», береговой вариант «Скала-Блок», размещаемый в подвижных КУНГах и специальных транспортных средствах, и береговой вариант «Утес-Блок» – в стационарных береговых укрытиях. Главной задачей комплекса было поражение надводных кораблей противника за пределами радиогоризонта. Для возможности избирательного поражения цели в СУ был реализован принцип телеуправления.
ПКР П-35 оснащалась фугасной боевой частью массой примерно 1000 кг, однако модификация П-35Б могла снаряжаться и специальной боевой частью мощностью 350 кт. В этом случае комплекс мог эффективно уничтожать авианосные группировки противника. К этому надо добавить, что береговой комплекс «Редут» может принимать сигналы целеуказания с самолетов Ту‑95Д, Ту-16Д и вертолетов Ка-25Ц.
Самоходная пусковая установка (СПУ) была создана весной 1962 г. на базе четырехосного колесного шасси ЗИЛ-135М с колесной формулой 8×8 (дальнейшее развитие конструкции ЗИЛ-135К). Меньшая длина ракеты П-35 по сравнению с П-5 позволила дополнительно разместить позади кабины бункер с оборудованием, что и стало наиболее явным отличием новой установки от сухопутной 2П30 комплекса С-5. Собрали два опытных образца СПУ-35.
Серийный выпуск шасси был организован на Брянском автозаводе. БАЗ-135МБ (8×8) вместо двух бензиновых двигателей получило один дизель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с., механическую коробку передач и межбортовой дифференциальный редуктор, распределяющий крутящий момент на колеса каждого борта. При этом общая масса подвижной установки с ракетой снизилась с 21 до 18 т. СПУ-35 передвигалась по шоссе со скоростью 40 км/ч и имела запас хода по топливу 500 км. Боевой расчет установки состоял из 5 чел.


Летные испытания модификации П‑35Б берегового ракетного комплекса начались на Каспии. С августа 1963 г. по сентябрь 1966 г. выполнили 24 пуска, в том числе впервые в ВМФ с управлением стартом непосредственно из кабины СПУ. После проведения всего комплекса испытаний и проведения необходимых доработок береговой противокорабельный оперативно-тактический ракетный комплекс 4К44Б «Редут» в августе 1966 г. приняли на вооружение Постановлением Совета Министров СССР. В министерстве обороны США он получил обозначение SSC-1B (Surface-to-Surface Cruise Type 1 B variant), обозначение НАТО – Sepal (чашелистник).
Комплекс «Редут» включает самоходную пусковую установку СПУ-35Б, ракеты П-35Б (3М44), машины системы управления 4Р45 «Скала», буксируемую РЛС (как правило «Мыс» различных модификаций) и транспортно-заряжающие машины (ТЗМ). Организационно дивизион ПКРК «Редут» состоял из двух стартовых батарей по четыре СПУ-35Б с ракетой П‑35Б в каждой, четырех ТЗМ на шасси ЗиЛ‑157Б или Урал‑375, батареи управления, технической батареи и подразделений обеспечения.
На Черном море первым П-35 освоил 51-й отдельный береговой ракетный полк (обрп), первоначально предназначенный для применения «Сопки», но так и не приступивший к ее эксплуатации. Летом 1962 г. полк перевели на Каспий, где он проводил испытания техники комплекса «Редут». В 1967 г. полк возвратился с Каспия на Черное море. Спустя два года были поставлены штатные СПУ-35Б, через год поступили радиотехнические средства. В 1971 г. прошли первые зачетные стрельбы. Стартовые позиции были оборудованы не только в Крыму, но и в Болгарии, откуда ракетным огнем перекрывался район Черноморских проливов.
После распада СССР подвижные комплексы были перебазированы на Черноморское побережье Кавказа, где в составе Новороссийской Военно-морской базы сформировали отдельный береговой ракетный полк.
На Балтийском флоте ПКРК «Редут» поступил в 1972 г. в 10-й обрп. Полк был переименован в 1216-й отдельный береговой ракетный дивизион (обрдн), однако 1 ноября 1974 г. его переформировали в 844‑й обрп.
На Северном флоте 501-й обрп, дислоцировавшийся на полуострове Рыбачий, получил ПКРК «Редут» в 1971–1974 гг.
На Тихом океане 528-й обрп в Приморье и 21-й обрп на Камчатке, имевшие ПКРК «Сопка», также перевооружили на новую технику. Кроме того, в 1974 и 1978 гг. на Сахалине и в Приморье сформировали, соответственно, 648-й и 482-й отдельные береговые ракетные полки. На базе 648-го полка в 1990 г. создали 451-ю отдельную ракетно-артиллерийскую бригаду. Входящие в ее состав 1036-й и 789-й отдельные ракетные дивизионы размещены на Сахалине и на входящем в Курильскую гряду острове Симушир.
По данным на 1988 г., на вооружении отечественного ВМФ состояло следующее количество ПКРК «Редут»:
- на Балтийском флоте – шесть ракетных дивизионов;
- на Черноморском флоте – пять ракетных дивизионов;
- на Северном флоте – три ракетных дивизиона.
- на Тихоокеанском флоте – пять ракетных дивизионов.
Алгоритм работы подвижного ПКРК «Редут» выглядел следующим образом. По соответствующей команде на технической позиции производилась подготовка и заряжание СПУ. Затем пусковые установки и другие машины комплекса выдвигались на указанный огневой рубеж на обороняемом побережье. Время перехода комплекса из походного положения в боевое составляло около 1,5 ч. Боевой расчет СПУ на позиции устанавливал транспортно-пусковой контейнер в боевое положение, т.е. придавал ему угол возвышения 20°. РЛС обнаружения целей комплекса вела разведку и после обнаружения цели передавала ее координаты на пункт управления. Там производилась ее идентификация с помощью системы «свой–чужой» и осуществлялось сопровождение.
Система управления выбирала оптимальную для стрельбы СПУ и выдавала команду на пуск ракеты. При этом начинали работу маршевый ТРД и два стартовых РДТТ, обеспечивающие в течение 2 с разгон ракеты до необходимой полетной скорости и высоты. После выхода ПКР из транспортно-пускового контейнера раскрывалось крыло. После выработки топлива стартовые РДТТ сбрасывались, ракета с работающим маршевым ТРД снижалась на высоту маршевого полета. Инерциальная система управления поддерживала заданную высоту, скорость и направление полета.

В районе цели включался активный радиолокационный визир. Ракета передавала на пульт оператора радиолокационную картину цели. Оператор назначал цель, ГСН производила захват цели и наведение на нее. Фугасная боевая часть ракеты инициировалась взрывателем после попадания в цель.
В 1974 г. на базе ПКР П-35Б комплекса «Редут» началась разработка модернизированной ракеты комплекса 3М44 «Прогресс». Модернизация базового изделия была направлена на повышение боевой эффективности за счет совершенствования системы управления при сохранении внешнего облика и основных систем. Комплекс с ПКР 3М44 «Прогресс» предназначен для поражения ударных группировок, крейсеров, эсминцев, десантных кораблей и крупных транспортов противника.
Основным новшеством в 3М44 стала бортовая система наведения с повышенными помехозащищенностью и избирательностью. Для ракеты разработали новые агрегаты бортового электрооборудования и стартовый агрегат, обеспечивающие лучшие эксплуатационные характеристики. В 3М44 реализован автоматический перевод ракеты в режим автономного поиска и выбора цели при отсутствии команд с носителя. Кроме того, повышены скрытность и неуязвимость ПКР при подходе к цели благодаря увеличению протяженности конечного участка траектории (с 20 км до 50 км) и снижению высоты полета на этом участке (со 100–120 м до 20–40 м). Дальность стрельбы возросла с 270 до 460 км. Кроме того, появилась возможность увеличить количество ракет в залпе до 16 при стрельбе с нескольких носителей.
После государственных испытаний в 1976–1977 гг. комплекс «Прогресс» был рекомендован к принятию на вооружение кораблей проектов 58 и 1134, а также береговых противокорабельных ракетных комплексов «Редут» и «Утес». Официально ПКР «Прогресс» приняли на вооружение в 1982 г. Производство этих ракет для береговых комплексов велось с 1982 по 1987 г.
По данным СМИ, ПКРК «Редут» в 2016 г. все еще находились на вооружении отечественного ВМФ.

Данные о поставках комплекса «Редут» за рубеж весьма противоречивы. Дело в том, что применявшаяся в комплексе ракета П-35 и ее модернизированный вариант были основным оружием ракетных крейсеров пр. 58 и 1134, считались секретными и не подлежащими экспорту за рубеж. Доподлинно известно, что в мае 1979 г. такие комплексы в варианте «Редут-Э» с ПКР П‑35БЭ поступили на вооружение ракетного полка болгарского флота, который ранее эксплуатировал комплексы «Сопка». Уже в 1981 г. болгары получили более совершенный комплекс «Рубеж».


Факты реального боевого применения комплекса «Редут» неизвестны. Однако 24 апреля 2000 г., когда мобильный комплекс 854-го БРП ЧФ проводил учебные пуски с мыса Херсонес, ракета «Прогресс» в инертном снаряжении настигла украинский теплоход «Верещагино» в 30 милях от Донузлава. Попав в надстройку, она разнесла санузел при капитанской каюте. На счастье, капитан В.В. Коржов в этот момент обедал, как и большая часть экипажа. К сожалению, один моряк все-таки был ранен осколками. Сквозная (от борта до борта) пробоина в надстройке имела столь характерные очертания, что четко указывала на виновников происшествия. Впрочем, командование Черноморского флота формально не было виновато: еще дней за десять оно оповестило об учебных пусках украинский центр навигации.
Некоторые итоги
При поступлении на вооружение ПКР комплекса «Редут» имела мощную боевую часть и высокую сверхзвуковую маршевую скорость полета, что увеличивало вероятность поражения (прорыва через зону ПВО противника) цели одной ракетой или группой ракет, запущенных залпом с нескольких СПУ. Позднее эти ПКРК получили ракету 3М44 «Прогресс» с улучшенными ТТХ. Благодаря большой дальности стрельбы, батарея комплекса «Редут» при внешнем целеуказании может прикрывать побережье протяженностью в несколько сот километров. Мощная фугасная или специальная боевая часть позволяет вывести из строя одной ракетой корабль любого класса или даже целую группировку кораблей противника.
В то же время «Редут» не был лишен недостатков, которые учли при создании ПКРК следующих поколений. П-35Б (затем и 3М44) имела относительно большие размеры и массу, из-за чего СПУ могла нести лишь одну ракету. Самоходная пусковая установка не являлась автономной и не могла самостоятельно вести разведку, обнаружение и обстрел цели. Время развертывания комплекса на боевой позиции было довольно велико – 1,5 ч и более. Наконец, большая дальность полета ракеты создавала проблемы с целеуказанием.
В статье использованы фото из архива автора, Р. Ангельского, Р. Данилова, М. Лисова, С. Пальцева, В. Савицкого, а также пресс-службы Восточного военного округа.
Литература и источники
1. Асанин В. Ракеты отечественного флота // Техника и вооружение. – 2007, №7.
2. Карпенко А.В. Российское ракетное оружие 1943–1993. – СПб.: Пика, 1993.
3. Карпенко А.В. Береговые ракетные комплексы ВМФ // Военный Парад. – 1997, №2.
4. Петров А.М. и др. Оружие Российского флота. – СПб.: Судостроение, 1996.
5. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945–1991. – СПб.: Историческое морское общество, 1996.
6. Береговой противокорабельный ракетный комплекс «Редут» / Военно-технический сборник «Бастион: http://bastion-karpenko.narod.ru/Redut_RK.html.
7. Информационное агентство «Оружие России» / http://www.arms-expo.ru/.