Статьи издательства «Техинформ»

Первая помощь для танка: из опыта эксплуатации средств ремонта и эвакуации БТТ в Афганистане

Олег Коренченко
Владислав Коренченко

Первая помощь для танка
Из опыта эксплуатации средств ремонта и эвакуации БТТ в Афганистане

В первом в мировой истории случае боевого применения танков 15 сентября 1916 г. в сражении на реке Сомма со стороны английской армии было подготовлено 49 танков, 17 из которых не добрались до исходных позиций из-за поломок. Девять танков с начала атаки застряли на местности, а еще пять вышли из строя по техническим причинам во время боя. К концу сражения у англичан осталось в строю всего 17 танков (35% от первоначального количества), хотя боевые потери отсутствовали.
Таким образом, с самого начала боевого использования танков остро встала проблема наличия техники, способной эвакуировать с поля боя застрявшие и поврежденные боевые машины, в том числе и под огнем противника, а также оперативно устранять возникающие неисправности. Неудивительно, что с формированием танковых войск во всех армиях им пытались придать средства эвакуации и ремонта. Красная Армия не стала исключением. Однако в РККА приоритет был отдан наращиванию темпов производства собственно танков. В качестве средств эвакуации выступали обычные тракторы. Сначала тракторы типа «Сталинец-60», тягачи «Коминтерн» или «Ворошиловец» вполне подходили для работы с подразделениями, оснащенными танками Т-26 или Т-28, как по тяговым характеристикам, так и по подвижности.
Но перед самым началом Великой Отечественной войны на вооружение РККА стали поступать танки Т-34, КВ-1 и КВ-2. Отечественная промышленность только начинала производство принципиально новой боевой техники, машины были оснащены вновь разработанными системами, узлами и агрегатами, вследствие этого не удалось избежать «детских болезней» в виде частых поломок. Слабые навыки механиков-водителей Т-34 и КВ зачастую приводили к застреванию этих машин и поломкам узлов трансмиссии1.
Положение с вытаскиванием застрявших средних и тяжелых танков, а также с эвакуацией поврежденных машин с поля боя осложняло отсутствие защищенных машин, обладающих высокими тяговыми характеристиками и оснащенных специальным оборудованием в виде лебедки с комплектом полиспастов.
Продолжение статьи читайте в сентябрьском номере журнала "Техника и вооружение"!


Автор выражает благодарность Семену Федосееву и Алексею Хлопотову за помощь в подготовке данной статьи.

В статье использованы фото из архивов авторов, А. Хлопотова и Д. Пичугина.
2020-08-26 10:39