Статьи издательства «Техинформ»

Военная авиация Польши 1918-2024 гг.

«От можа до можа». Начало пути

Чем ближе 85-я годовщина начала Второй мировой войны, тем сильнее все, кто хоть немного интересуется историей, понимают, насколько далеко зашла современная Польша и ее официальные историки на пути «перманентного исправления под выгодные нынешним властям современные геополитические лекала собственного прошлого». Не исключено, что рано или поздно Польша начнет утверждать, будто полномасштабная Вторая мировая война началась вовсе не 1-го, а 17 сентября 1939 г., т.е. когда РККА начала Освободительный поход в Западную Белоруссию и на Западную Украину. Так или иначе, сейчас большинство поляков считают, что все случившееся с их страной в сентябре 1939 г. было «несправедливо, трагично и нелогично». Однако стоит спросить: а были ли у Польши и ее руководителей тогда хоть какие-то иные варианты? Чтобы подробно ответить на этот вопрос, стоит начать разговор издалека…

Независимое польское государство в его нынешнем виде и границах (в общих чертах, поскольку границы Польши за последние сто лет менялись несколько раз) было организовано в конце 1918 г. в результате Версальского договора. Все ранее владевшие территорией нынешней Польши могущественные государства либо распались на части в результате революций (как Российская и Австро-Венгерская империи) или, проиграв Первую мировую войну, были низведены до полного ничтожества победившими странами Антанты (Германия).

О польской армии и военной авиации заговорили еще задолго до образования отдельного государства Польша как такового. Еще во время войны политики и военные стран Антанты явно с «дальним прицелом» начали формировать из этнических поляков воинские части, которые собиралась использовать против держав германо-австро-турецкого «Тройственного союза». В числе прочих воинских частей планировалось создать несколько авиационных эскадр и авиаотрядов.
В Российской империи с 1916 г. начали формировать пехотный корпус Довбор-Мусницкого – в основном из бывших австрийских военнопленных польского происхождения: иногда его именуют «легионом» по аналогии с подобными чехословацкими формированиями. При корпусе планировался стандартный для русской армии авиаотряд, на который должны были возлагаться, главным образом, функции ближней разведки. Но формирование не было завершено и после Октябрьской революции и всех сопутствовавших ей событий, в мае 1918 г. и корпус, и его авиаотряд (существовавший, в основном, на бумаге) распустили «за ненадобностью».

Во Франции из германских военнопленных польского происхождения (точнее, к ним приписывали всех желающих из числа уроженцев восточно-германских провинций) и разного рода эмигрантов, покинувших территории будущей Польши как в период Первой мировой войны, так и до 1914 г., решили сформировать «польскую армию» генерала Юзефа Галлера. По французскому образцу там начали создавать сразу семь авиационных эскадр: три на одномоторных бомбардировщиках «Бреге» XIV, три на разведчиках «Сальмсон» С.2 и одну на истребителях «Спад» VII. Поскольку наблюдался явный недостаток подготовленного летного и технического состава, польскими эти эскадры являлись лишь номинально.

Хотя до окончания Первой мировой войны французские «спонсоры» не успели отправить на Западный фронт полноценные польские подразделения, к концу 1918 г. Галлер все-таки получил некоторое количество обученных солдат, готовых сражаться за «польское дело». В мае 1919 г., когда возникла соответствующая необходимость, не менее 70 тыс. вооруженных и экипированных за счет Антанты солдат армии Галлера перебросили из Франции на территорию уже успевшей обрести независимость Польши.

При этом первые военные летчики и боевые самолеты появились у поляков уже в ноябре-декабре 1918 г. – из состава «стихийно полонизированных» частей, ранее входивших в состав германской и австро-венгерской армий, где тоже пытались формировать «польские легионы», но уже для действий против Антанты!

Первыми боевыми действиями, в которых отметились польские авиаторы, стала война против петлюровской Украины, претендовавшей на ряд «исконно польских» земель. 5 ноября 1918 г. состоялся первый официальный вылет польских ВВС: пилот Стефан Бастыры на одномоторном самолете «Oэффаг» C.III выполнил разведывательный вылет в районе Львова.

Кстати, в середине ноября 1918 г. во время осады Львова петлюровцами первый командующий польскими ВВС подполковник Иполлит Лосовский рекомендовал наносить на самолеты красно-белые знаки национальной принадлежности. Уже 7 декабря того же года приказом по польской армии были стандартизированы известные по сей день опознавательные знаки в виде четырех красно-белых «шахматных квадратов» (иное название – «авиационные шахматные клетки», или «szachownica lotnicza») – так называемые «шаховницы».

Чуть позже поляки применили авиацию и на западе, во время так называемого «Великопольского восстания» 1918-1919 гг., также известного как «Познаньское восстание», которое, по факту, являлось силовым изгнанием из восточногерманской провинции Позен (нынешний г. Познань с окрестностями) польскими националистами подразделений немецкой армии и органов власти. В частности, 9 января 1919 г. польский самолет LVG C.V сбросил бомбы на германские войска в районе г. Франкфурт-на-Одере.

Однако куда более известно участие польской армии и ВВС в войне против РСФСР. Есть смысл напомнить, что уже в начале 1920-х гг. Польша получила в западных политических кругах и прессе говорящую весьма о многом кличку «Шакал Европы», которая была вполне оправдана. Новые польские национальные лидеры в лице Юзефа Пилсудского на полном серьезе вознамерились немедленно строить «Великую Польшу от можа до можа», т.е. от Балтийского до Черного морей (примерно в границах 1772 г.). Поэтому они выдвинули территориальные, имущественные и финансовые претензии ко всем без исключения соседним государствам. Стоит отметить, что поначалу у Пилсудского все шло более чем хорошо, поскольку Польша смогла оказать Антанте неоценимую услугу в деле «пресечения дальнейшего распространения по Европе большевистской заразы».
Поляки с самого начала не желали признавать определенных Версальским договором и последующими решениями Лиги Наций восточных границ своего государства (по линиям рек Неман, Буг и Нарев) и стремились присоединить к себе обширные территории нынешних Белоруссии и Украины. В последнем случае задача облегчалась тем, что значительную часть украинской территории тогда занимали петлюровцы или «зеленые», не способные к серьезному сопротивлению и даже готовые сотрудничать с поляками по ряду вопросов, особенно если дело касалось борьбы с большевиками.

Уже летом 1919 г. польская армия начала масштабное наступление на восток. 9 августа поляки заняли Минск, а 7 мая 1920 г. вошли в Киев.

К этому времени в ВВС Польши официально имелись 15 ближнеразведывательных и четыре истребительных эскадры. Фактически они были довольно малочисленными и реально соответствовали эскадрилье или авиаотряду полного состава; две-три эскадры составляли «дивизион». К тому же эскадры испытывали большие проблемы из-за разнотипности и износа авиапарка (конструкция большинства самолетов тех времен была недолговечна), а также хронического недостатка личного состава с боевым опытом. Последнюю проблему отчасти решили за счет привычного привлечения иностранных наемников.

На стороне Польши тогда воевало несколько тысяч западных (главным образом французских и американских) инструкторов, советников и добровольцев. По всей видимости, самыми известными из них были американские пилоты из 7-й истребительной эскадры ВВС Польши, летавшей на истребителях «Оэффаг» (германский «Альбатрос» австрийского производства), а затем на итальянских «Балиллах». Командовал эскадрой майор Сэдрик Фаунтлерой, мнимые успехи которого в воздушных боях против большевиков широко публиковались и пропагандировались как в Польше, так и на Западе.

Однако долго удержать завоеванное полякам не удалось, поскольку в июле 1920 г. РККА начала наступление на Польшу на широком фронте от Львова до Вильно, в общем направлении на Варшаву. Количество задействованных сил и средств считалось вполне достаточным даже для глубокого прорыва с выходом к территории Германии.

Увы, но при в общем-то равных на начальном этапе силах (у РККА 66 000 штыков и 4400 сабель, у поляков – свыше 60 000 штыков и свыше 7000 сабель) ряд фатальных просчетов, допущенных в том числе идейным вдохновителем наступления на Варшаву будущим маршалом М. Тухачевским, не позволили осуществить запланированное и в итоге всё обернулось тяжелым поражением. Особенно это касалось переоценки собственных сил и недооценки противника, пренебрежения связью, разведкой и т.д.

Страны Антанты тогда срочно передали Польше изрядное количество вооружения и техники: 1494 орудия всех калибров, 291 самолет, 2600 пулеметов, 327000 винтовок, 120 танков «Рено» FТ, не менее 20 бронеавтомобилей, 250 грузовых автомобилей. Например, в конце августа 1920 г. против 70-90 действовавших непосредственно на фронте польских самолетов в основном современных типов («Фоккер», «Бреге» XIV, Бристоль «Файтер», «Спад» VII/XIII) авиачасти РККА имели всего лишь три исправных истребителя «Ньюпор-24»! Неудивительно, что при подобном раскладе сил поляки, скрытно сосредоточившие 50-тысячную группировку свежих войск, смогли перейти в успешное контрнаступление. К октябрю 1920 г. они вновь заняли территорию Западной Белоруссии и Западной Украины, а также повторно взяли Минск.

Для сравнения: в 1919-1920 гг. вооруженные Силы Юга России, возглавляемые А. Деникиным, а затем П. Врангелем, получили от союзников лишь 168 самолетов всех типов, хотя роль белогвардейцев в борьбе с большевиками всегда была более значимой, нежели роль поляков.

В целом, участие авиации в Советско-польской войне 1919-1920 гг. особо яркими эпизодами не отличалось. Из-за специфики используемой матчасти воздушные бои были редкостью, и никто из пилотов противоборствующих сторон не стал асом. Польские летчики претендовали, минимум, на два-три сбитых советских самолета, но отечественными документами ни одна из этих заявок не подтверждается. В свою очередь, ВВС РККА сбили в воздушных боях не менее четырех самолетов противника – такие эпизоды имели место 1-го, 9-го и 14 мая 1920 г. в районе Борисова. В числе отличившихся и поощренных командованием за воздушные бои называли фамилии известных в те времена краснвоенлетов Ширинкина и Сапожникова. Но реально все победы красных авиаторов являлись групповыми: все сбитые польские самолеты относились к классу одномоторных двухместных ближних разведчиков немецко-австрийских типов, а сами победы были одержаны по стандартной схеме, когда три-четыре советских истребителя (обычно «ньюпоры») отражали налет сопоставимых по численности групп польских самолетов.

При этом поляки, располагавшие относительно многочисленными и современными ВВС (абсолютное большинство в них составляли именно одномоторные двухместные разведчики-бомбардировщики) в ходе той войны сумели относительно удовлетворительно организовать ближнюю авиаразведку и осуществлять бомбовые удары по находящимся на марше частям Красной Армии: в отдельные дни они совершали по 4-5 боевых вылетов. Кроме того, РККА практически не имели зенитных орудий (к «зенитным средствам» можно отнести максимум пулеметы «Максим» на тачанках или самодельных станках для зенитной стрельбы), поэтому штурмовые удары польских ВВС нанесли советским войскам достаточно серьезный урон, особенно это касалось конницы. Данное обстоятельство дало повод польским генералам излишне оптимистично оценивать вклад своих авиаторов в победу над большевиками. Более того, в 1920-е гг. итоги Советско-польской войны породили многие тома военно-научных трудов по «модной» теме – действия авиации против кавалерии.

Однако успех все-таки дался недешево: польская авиация потеряла несколько десятков самолетов (по разным данным, от 60 до 90 машин) от огня стрелкового оружия, а также по небоевым причинам. Большое количество техники было разбито в авариях и катастрофах из-за отказов матчасти и ошибок в пилотировании.

Всего до середины 1921 г. польские ВВС получили от Антанты порядка 800 боевых самолетов (включая трофейные, немецкие и австрийские аппараты), в том числе 158 «Бреге» XIV, 151 LVG C.V, 106 Бристоль «Файтер», 91 AEG C.IV, 85 «Ансальдо» SVA-5, 84 «Румплер» С.I, 63 DFW C.V, 53 «Сальмсон» С.2, около 30 «Спад» XIII/VII. Помимо перечисленных типов, поляки стали обладателями самолетов (в количестве от нескольких экземпляров до нескольких десятков) «Альбатрос» (С.VII,C.X, JII и др.), «Ганза-Бранденбург», «Ансальдо-Балилла», «Фоккер» Е.V и D.VII, «Оэффаг», Сопвич «Дельфин», «Хальберштадт», «Эльфауге» и др.

В соответствии с условиями Рижского мирного договора, подписанного 18 марта 1921 г., часть дополнительных территориальных завоеваний Польши осталась за ней, и восточная граница молодого государства оказалась значительно восточнее линии, ранее определенной Лигой Наций.

Разумеется, большевики были сами виноваты в подобном развитии событий, поскольку планы взятия Варшавы и прорыва в Европу в 1920-м г. все-таки оказались излишне амбициозными. Но с самого начала это была настоящая «мина замедленного действия», заложенная под дальнейшие отношения Польши и РСФСР, тем более что поляки так и не выполнили ряд условий Рижского договора. Например, не были разоружены находившиеся на территории Польши формирования русских белогвардейцев. Кроме того, внутренняя политика Варшавы по отношению к коренному населению так называемых «кресов» (т.е. окраин) была откровенно репрессивной и чуть ли не колониальной: белорусы, украинцы и евреи всячески ущемлялись по языковому и религиозному признаку, имели ограничения по части образования, приема на работу, госслужбу и т.д.

Добавим, что поляки в это время вполне успешно «прирезали» себе не только некоторые территории Украины и Белоруссии, но и занимавшей столь же антибольшевистские и прозападные позиции Литвы. 14 июля 1920 г. части РККА во второй раз после 1918 г. заняли Вильно и уже 20 августа передали его литовцам в соответствии с заключенными ранее соглашениями. Однако 22 сентября поляки перешли в контрнаступление, форсировав Неман и заняв Гродно. С этого момента началось прямое вооруженное противостояние польских и литовских войск, о котором принято говорить как о «польско-литовской войне». Авиация обеих сторон в этой войне применялась ограниченно: польские и литовские ВВС выполнили по несколько десятков боевых вылетов на разведку и бомбардировку. Воздушных боев зафиксировано не было, как и боевых потерь самолетов.

9 октября 1920 г. польские войска заняли Вильно (ныне Вильнюс), выбив оттуда литовцев, хотя согласно подписанному накануне в г. Сувалки под контролем Лиги Наций договору Виленский край должен был оставаться за Литвой. Данный договор поляки полностью проигнорировали, срочно создав на территории Виленского края так называемую «Срединную Литву» с собственным Сеймом. Разумеется, Виленский Сейм оперативно обратился к Варшаве с просьбой о приеме края в состав Польши и 22 марта 1922 г., к радости поляков и негодованию литовцев, Виленский край и г. Вильно в «одностороннем порядке» вошли в ее состав. В Литве назвали этот акт «аннексией» и юридически не признавали его вплоть до 1937 года.

Аналогичным образом поляки действовали и в отношении Германии. После отвоевания польскими легионерами в конце декабря 1918 г. у Германии, только что потерпевшей поражение в Первой мировой войне, Познанского края, аппетиты Пилсудского распространились на немецкую Верхнюю Силезию, которую в Польше принято именовать «Горный Шленск». В начале 1920 годов среди населения г. Катовице под контролем Лиги Наций провели инициированный польской стороной плебисцит о дальнейшей территориальной принадлежности города, который провалился с треском: почти 23000 жителей проголосовали за то, чтобы город остался в составе Германии и только 3900 человек – за присоединение Катовице к Польше. Далее, по ранней польской версии событий, «шленские повстанцы» (т.е. местные этнические поляки, составлявшие проигравшее меньшинство) подняли в крае «народное восстание».

На самом же деле после 3 мая 1920 года Пилсудский направил в Верхнюю Силезию хорошо вооруженный воинский контингент из 60 000 солдат, полицейских и разного рода «милиционно-добровольческих вооруженных формирований», усиленный артиллерией и даже ротой танков «Рено» FТ. Участвовала в «восстании» и польская авиация, но ее вклад ограничился лишь разведполетами и разбрасыванием листовок.

Немцы смогли противопоставить полякам менее 42000 человек местного «фрайкора», состоявшего из гражданских лиц и полицейских, вооруженных легким стрелковым оружием (по условиям Версальского договора, Германия не имела права иметь какие-либо вооруженные силы). Неравная борьба, которую упорно не хотели замечать «арбитры» в лице стран Антанты, продолжалась около года: к весне 1921 г. польская армия полностью заняла Катовице с прилегающими территориями. А 21 октября того же года Лига Наций официально узаконила нахождение этих земель в составе Польши. Полякам досталось 29% территории Верхней Силезии, на которых было сосредоточено 95% местных запасов угля-антрацита. После этого Катовице и окрестности покинуло более 300 000 этнических немцев, не пожелавших принимать польское подданство.

Заметим, что со стороны Польши это был далеко не последний в ее истории территориальный захват, но об этом речь впереди.

Так или иначе, к середине 1920-х гг. при всемерной поддержке стран Антанты (прежде всего Франции и Англии) из образовавшихся после 1918 г. в Восточной Европе новоиспеченных национальных государств-лемитрофов окончательно оформился так называемый «санитарный антибольшевистский кордон», известный как «Малая Антанта». Предполагалось, что в случае полномасштабной войны западной «империалистической коалиции» против Советской России (планы подобной войны детально разрабатывались) первыми в бой с «красными» ринутся «болгарские цари», «румынские бояре», «польские паны», «лемитрофные бароны» и «шайка белогвардейцев из Хельсинки» (именно так всех их тогда именовали в советских газетах). И если бы в 1927-1929 гг. в условиях «Военной тревоги» (ситуация, сложившаяся в 1927 г. после разрыва дипломатических отношений СССР и Англией) действительно началась война, то Красной армии пришлось бы откровенно туго.

Польская армия тогда пребывала, видимо, в наилучшей форме из всех стран «Малой Антанты». Маршал Пилсудский и его генералы имели под ружьем почти полумиллионную армию и могли относительно быстро мобилизовать еще миллион солдат. Поляки располагали тысячами стволов относительно современной артиллерии и несколькими сотнями танков, а самое главное, действительно были готовы воевать ради удовлетворения непомерных имперско-захватнических амбиций своих лидеров, желавших включить в состав «Великой Польши» еще какие-нибудь сопредельные территории. А их «аппетиты» в те годы прямо-таки зашкаливали. Так, польские руководители и депутаты сейма долго носились с пресловутой «кораблестроительной программой 1924 г.», в соответствии с которой ВМС Польши, находившиеся в откровенно зачаточном состоянии, в течение ближайших десяти лет должны были получить ни много ни мало два крейсера, шесть эсминцев, 12 миноносцев и 12 подводных лодок!

И если программа создания в Польше такого военного флота так и осталась пустым прожектерством, то в деле построения мощных военно-воздушных сил поляки вполне преуспели. К 1926 г. была списана по износу или передана в учебные подразделения практически вся авиатехника, полученная в начале 1920-х годов. В 1924-1927 гг. последовала масштабная смена авиапарка: боевые самолеты приобретались за границей (как правило, в кредит) или собирались по лицензиям на польских предприятиях. Последнее, по замыслу Пилсудского, должно было еще и стимулировать развитие местной авиапромышленности.
Основу польских ВВС к 1927-1928 гг. составили более 150 современных истребителей, включая не менее 50 «Блерио-СПАД-51», 80 собранных по лицензии в Польше «СПАД-61» (польское обозначение PWS-10), 25 «Вибо 7» и 50 произведенных по лицензии чешских истребителей Авиа ВН.33 (в Польше обозначались PWS-А), а также 245 легких одномоторных бомбардировщиков-разведчиков «Потэ 15», 316 «Потэ 25» и 250 «Бреге» XIX.

В 1926-1927 гг. поляки получили из Франции 32 двухмоторных бомбардировщика Фарман F-68 «Голиаф» (всего французы произвели порядка 400 «голиафов» всех модификаций. Для сравнения: СССР купил всего четыре таких самолета).

Польские «голиафы» составили целый бомбардировочный «дивизион» (фактически, авиаполк) в составе 211-й и 212-й бомбардировочных эскадр. При базировании на передовых аэродромах в районе Львова они спокойно «доставали» до столицы Советской Украины (максимальная дальность «Голиафа» при бомбовой нагрузке в 800-1000 кг составляла до 1500 км), а при базировании в Западной Белоруссии (например, в районе Гродно) – и до Смоленска, не говоря уже о Минске и Могилеве. Правда, с самого начала эксплуатации этих бомбардировщиков отмечалась крайне неудовлетворительная работа их винтомоторных групп в условиях низких температур достаточно суровых восточноевропейских зим.

Стоит добавить, что при всех заявлениях современных польских историков относительно «миролюбия» и «сугубо оборонительного военного строительства» в тогдашней Польше, экипажи польских ВВС помимо прочего, всерьез отрабатывали на своих «голиафах» распыление над полем боя отравляющих веществ и высадку в тыл противника парашютных десантов, пусть и небольших по численности. Напомним, что в СССР первый воздушный десант (12 чел., выброшенных в два приема) тоже был высажен с бомбардировщика Фарман «Голиаф» на учениях под Воронежем 2 августа 1930 г. Кстати, тем, кто с легкой руки отдельных псевдоисториков 1990-х годов считает, что подобное было свидетельством некой «подготовки к наступательной захватнической войне», следует знать, что поляки начали проводить парашютные опыты подобного масштаба с аналогичными самолетами на пару лет раньше Советского Союза.

В 1928 г. поляки закупили в Нидерландах 20 трехмоторных самолетов «Фоккер» F.VII в варианте ночного бомбардировщика F.VIIВ (дальность не менее 900 км, боевая нагрузка 1000 кг бомб), еще одиннадцать F.VII они приобрели в 1930 г. в пассажирском исполнении для польских авиалиний «LOT», но в случае войны эти самолеты можно было быстро переоборудовать для военных надобностей. Более того, в Польше планировали выпустить по лицензии крупную серию F.VII.

К счастью, война СССР с крупной коалицией враждебных держав в конце 1920-х гг. все-таки не случилась. А в 1929 г. по западному миру больно ударила разразившаяся в США так называемая «Великая депрессия» (глобальный биржевой кризис, спровоцировавший общий обвал экономики), после чего и Европу, и Америку накрыл затяжной экономический кризис, продолжавшийся фактически до 1939 г. В результате многим странам, включая и Польшу, пришлось срочно и радикально переоценивать свою внешнюю политику, одновременно сильно урезая амбиции и аппетиты правящей верхушки.
Продолжение следует.

В статье использованы фото из архива автора и материалы общедоступной сети Интернет.