Следующее десятилетие началось для ГДР вполне благоприятно. Власти ФРГ в лице федерального канцлера Вилли Брандта (первого с 1949 г. политика на этой должности, который не считал, что с коммунистами стоит разговаривать только с позиции силы), наконец, юридически признали сам факт существования ГДР как государства — до этого Восточная Германия считалась просто «оккупированной Советами территорией». В 1971 г. СССР, США, Великобритания и Франция подписали новый четырехсторонний договор, который вступил в силу 3 июня 1972 г. По этому документу Западный Берлин по-прежнему не являлся составной частью ФРГ, не находился под ее управлением (ФРГ разрешалось представлять интересы Западного Берлина на международной арене лишь в некоторых узких областях, причем с серьезными оговорками), а его представители не имели права голоса в бундестаге ФРГ. Договор регулировал и новые принципы транзитного сообщения между Западным Берлином и ФРГ. Отныне все эти вопросы должны были решать между собой исключительно власти ГДР, ФРГ и Западного Берлина, без привлечения четырех упомянутых держав. В целом же первую половину 1970-х гг. принято считать «временем разрядки». В мире был достигнут военный паритет между СССР и США, при этом стало очевидно, что имеющиеся у сторон ядерные арсеналы практически гарантировали полное уничтожение жизни на планете в случае глобальной войны, и победителей, скорее всего, не будет. Именно поэтому в июле–августе 1975 г. были заключены этапные Хельсинские соглашения, которые окончательно закрепляли основные итоги Второй мировой войны (в частности, новые границы государств). Впервые устанавливался контроль за ядерными вооружениями и средствами их доставки. Кроме того, предусматривалось некоторое сокращение «арсеналов первого удара», а в международных отношениях между Западом и Востоком декларировался переход от политики конфронтации к взаимовыгодному сотрудничеству. Тем не менее, именно в 1970-е гг. в Европе наиболее интенсивно шла так называемая «танковая гонка». В НАТО были сильно обеспокоены как количеством, так и качеством танков в армиях Варшавского Договора. Сначала танки М48 и «Центурион» перевооружили новыми 105-мм пушками. Одновременно армии стран НАТО стали получать танки М60А1, «Леопард-1» и АМХ-30, оснащенные такими же артсистемами. Однако «панацеей» это не стало, поскольку в дополнение к Т-54/55 и Т-10 Советская армия уже оснащалась средними Т-62 со 115‑мм орудиями. В 1970-е гг. американцы развернули в Западной Германии свыше 500 танков М60А2 (шесть батальонов), оснащенных казавшейся весьма перспективной 152-мм установкой ПТУР MGM-51A «Шилейла». Правда, из-за многочисленных конструктивных и производственных дефектов эти машины так и не достигли должного уровня боеготовности. К началу 1980-х гг. их вернули в США и переоборудовали в мостоукладчики, сдав башни с дорогостоящим вооружением на слом. Англичане ответили принятием на вооружение танка «Чифтен» со 120-мм пушкой. Но появление в 1970-е гг. советских основных танков нового поколения Т-64 (позднее – Т-72 и Т-80) со 125-мм орудиями вновь нарушило хрупкий баланс сил: к концу того десятилетия военные НАТО просто не видели иного средства против «бронированных армад Восточного блока», кроме нейтронной бомбы! Кстати, одной из первых танки Т-64 получила 6-я гвардейская мотострелковая бригада, более известная на Западе как «Берлинская». На этом фоне развитие ННА шло планомерно и вполне в духе времени. В 1970-е гг. наконец-то отправили «на пенсию» заслуженные «тридцатьчетверки». В 1976 г. Т-34-85 окончательно вывели из состава строевых частей: в мобилизационном резерве военного времени ННА находилось на парковом хранении 514 Т-34‑85, еще 24 машины числилось за Погранвойсками. 78 танков имелось в составе Центрального склада техникиZGL 2 (Zentralen Geratelager 2) в Острице; позднее 53 из них разобрали и утилизировали. В конце 1979 г. изактивной эксплуатации вывели Т‑34‑85 и в частях для подготовки резервистов – к этому времени в нихначали поступать Т-54 и Т-55. В 1980 г. на ходу оставался 71 танк Т-34-85, на долговременном хранении –220. В 1986 г. на хранении насчитывалось 66 таких машин, в 1987 г. – 60, в 1988 г. – 35. Последние Т-34‑85тогда оставались только в ZGL 2. Остальные «тридцатьчетверки» утилизировали, переделывали в БРЭМ, тягачи и краны на ремзаводе VEB Reparaturwerk Neubrandenburg в г. Нойбранденбурге, а также передавалисоюзникам. Продолжение статьи читайте в октябрьском номере журнала "Техника и вооружение".